Чего бояться при выборе секций для ребенка: психолог поделился важными советами

Чего бояться при выборе секций для ребенка: психолог поделился важными советамиМинспорта Коми / Психолог Илья Соболев дал советы по выбору секции

Все дети отличаются и единого рецепта нет

Начался учебный год,  родители отдают своих детей на кружки и секции. Портал PG11.ru выяснил у психолога, как не прогадать с выбором секции.

Сыктывкарский психолог Илья Соболев рассказал, насколько важно учитывать мнение ребенка, а не руководствоваться своими амбициями:

- Многие родители при выборе спортивного кружка для ребенка руководствуются не всегда правильными критериями. Зачастую, родитель пытается компенсировать собственные комплексы, прививая ребенку любовь к занятиям, которыми он сам бы хотел заниматься. Например, мама мечтала стать хип-хоп танцовщицей и отдает пятилетнюю дочь на брейк-данс. Папа всю жизнь мечтал стать именитым боксером и в результате шестилетнего сына определил на бокс. Таким образом, при выборе направления родитель руководствуется на сто процентов своей мотивацией, а не мотивацией ребенка. Обращать внимание нужно как раз именно на желания и предпочтения самого ребенка. 

Также Илья Соболев уделил особое внимание типу энергии ребенка:

- Изначально понять мотивы и предпочтения ребенка очень сложно, а до 10 лет иной раз практически невозможно. Очень редкий ребенок знает, чего он хочет на самом деле. Попробуйте тринадцатилетнего подростка спросить «чего ты хочешь?», он, скорее всего, ответит «хочу есть, гулять, играть в онлайн игры и чтоб вы меня в покое оставили». Маленький ребенок тем более ответить не сможет. И это нормально, в этом ничего страшного нет, самоопределение – это очень серьезная взрослая характеристика, ктоорая формируется постепенно, ближе к концу совершеннолетия. Поэтому первостепенная задача – направлять ребенка в раннем возрасте по типу его энергии. Тут все очень просто, тип энергии проявляется в первые годы жизни. Если ребенок чрезвычайно активный – надо отдать его в активный вид спорта. Без четкой специализации, начинать нужно с общеразвивающих направлений, например, футбол. Если ребенок не проявляет кипучей брызжущей через край активности, отдать его нужно в нечто более спокойное и размеренное. Например, плавание или рисование. Конечно, это все индивидуально, все дети отличаются и единого рецепта нет. 

По словам психолога, ребенку до десяти лет обязательна нужна дисциплина, но выбирать секцию необходимо вместе:

- Помимо типа энергии родителю нужно ориентироваться на формирование у ребенка базовых навыков. Социализация и умение общаться, формирование четкого внутреннего «Я», дисциплина, достижение стратегического результата, умение преодолевать «не могу» и «не хочу». Поэтому в возрасте от пяти до десяти лет логично отдать ребенка в те кружки, которые будут развивать именно эти навыки. Их в обязательном порядке нужно выбирать вместе с ребенком. И до десяти лет посещать тренировки и репетиции стабильно. Это очень важно! Вы формируете у ребенка поведенческую модель, которая будет либо включать в себя регулярные тренировки, либо его психика будет воспринимать их как нечто противоестественное, в случае нерегулярных посещений. После десяти лет выбор можно отдать уже в руки ребенка. 

Психолог утверждает, что работать с отказами необходимо деликатно: 

- Если ребенок проявляет категорический отказ, ни в коем случае нельзя давить. Отказ проявляется на физиологическом уровне в виде рвоты, головной боли, истерик, расстройства кишечника. И если описанное проявляется систематически во время посещений кружка, то от занятий можно отказаться. Подумайте о выбранном направлении для ребенка, вполне возможно этот тип нагрузки ему не подходит. Если же ребенок просто демонстрирует свое «не хочу», то ни в коем случае нельзя идти у ребенка на поводу. Соглашаясь с его «не хочу» вы закрепляете поведенческую модель: избегать и манипулировать. Это опасно в первую очередь для самого ребенка, во взрослом возрасте он не сможет адекватно отрабатывать свои «не хочу» и будет идти на поводу у собственной слабости. Работать с «не хочу» нужно мягко и дипломатично. В случае проявления чрезмерной жесткости вы будете только формировать у ребенка отвращение к деятельности. Отрабатывайте «не хочу» мягко, последовательно и дипломатично: объявляйте правила игры и объясняйте, что их необходимо выполнять.

Илья Соболев объяснил, что если родитель будет бездумно давить на ребенка, то все может закончится распутным образом жизни в подростковом возрасте:

- Задатки у ребенка проявляются как раз в возрасте от пяти до десяти лет. Они будут проявляться и дальше, но в этом возрасте происходит первоначальное становление. И на формирование задатков можно очень здорово повлиять. В первую очередь, поместив ребенка в ту социальную среду, где эти навыки развиваются. Но! Повторюсь, не надо давить. Если родитель настоятельно и последовательно реализует собственные комплексы через ребенка, то семья рискует прийти к тому, что к 20 годам ребенок совершенно не знает своего «Я» и не понимает, чего он сам хочет в жизни. Эту пустоту он может заполнять алкоголем, наркотиками, беспорядочными половыми связями или любым другим девиантным поведением. Но это уже совсем другая история.

На какую секцию ходит ваш ребенок? Пишите ответы в комментариях.

Подпишитесь на PG11.ru в «Яндекс.Новостях» или «Яндекс.Дзен»

...

  • 0

Популярное

Последние новости