Сыктывкарский руководитель кукольного театра: «Актеры - дети, а кукольники еще большие дети»
- 1 апреля 2016
- 6+
- Служба новостей pg11.ru
Она рассказала порталу ProGorod11.ru, как кукла может стать талисманом
В марте в мире праздновался День кукольника. В Сыктывкаре есть студенческий кукольный театр, которым руководит актриса Театра драмы имени Виктора Савина Юлия Экрот. Она рассказала порталу ProGorod11.ru, как кукла может стать талисманом, почему взрослые люди иногда плачут на кукольных спектаклях, и что самое главное в актерской среде — молодость души.
- Каких кукол вы любите больше всего?
- Я очень люблю планшетную (или паркетную) куклу. Она «умеет ходить» по полу, паркету, по настилу сцены, который называется «планшет», - отсюда и название куклы. Актер, работающий с ней, находится, как правило, в «черном кабинете», надевает маску, поэтому его практически не видно: весь фокус на кукле. Кукловод очеловечивает ее так, что кукла становится практически живой. В нашем со студентами репертуаре есть номер «Балерина», в нем с одной куклой работают три человека - это шикарное партнерство. При подготовке номера мы даже брали мастер-класс у настоящей балерины: она подсказывала, как правильно выворачивать ножку в движении, как делать взмах и такт рукой. Она так отточила наши движения, что получился потрясавший номер. Рождалось ощущение, что это маленькое существо танцует само по себе. Кстати, с этим номером мы выступали на «Ночи музеев». Зрителям так понравилось, что пришлось показывать его несколько раз. Взрослые люди поражались, насколько кукла может быть живой. Это действительно какая-то загадка.
- Есть ли особые персонажи, которые вы хотели бы ввести в кукольный спектакль?
- Сейчас есть проект, который пока ждет своей очереди. Он родился из желания сделать интересный спектакль для самых маленьких деток, потому что эта аудитория у нас всегда немного в стороне. Мы с художником придумали сказочного персонажа Барбазяку и решили, что его должны создать сами дети. И объявили конкурс на лучший портрет Барбазяки. Что это за персонаж? Это любитель путешествий и разных необычных знакомств. Когда ночью он остается с ребенком один на один, то рассказывает ему сказки о своих путешествиях. На конкурс уже приходят первые рисунки. А присылать их можно в группу театра «ВКонтакте». Все работы, которые мы получим, будут выставлены на суд детей, чтобы они сами выбрали самого лучшего Барбазяку. А мы сошьем костюм и воплотим образ Барбазяки в жизнь.
- Важен ли возраст для актрисы кукольного театра?
- Абсолютно нет. Главное - это молодая душа. Говорят, что актеры - дети, а кукольники тогда еще большие дети. Надо мной иногда смеются, мол, большая, а все в куклы играешь. Не знаю, наверное, еще не наигралась. Если у человека есть желание, то стать актером кукольного театра можно в любом возрасте. Я знаю мужа и жену, которые уже состоялись в жизни, но в один миг решили все изменить и создали свой кукольный театр. Теперь с гастролями они разъезжают по всей стране, их даже зовут за рубеж.
- Простой зритель часто к кукольному театру относится, как к приложению «взрослого» театра, чему-то любительскому, игнорирует его. Вы чувствуете такое отношение?
- Многие полагают, что кукольный театр - это «просто ручками поводить». Но на фестивалях, когда режиссеры ставят не только детские, но и взрослые спектакли, такое отношение исчезает. Зритель начинает понимать, какой это колоссальный труд. Никогда не забуду кукольный спектакль, который привозил в Сыктывкар театр кукол Йошкар-Олы на фестиваль им. А.П.Чехова. «Тараканья леди» - это феноменальный спектакль как с точки зрения постановки, так и с технической. В нашем городе, к сожалению, пока нет кукольного театра, и зрители не могут по достоинству оценить чудо этого вида искусства.
- Было ли такое, что на кукольных спектаклях взрослые люди плакали?
- Бывает. В репертуаре Студенческого театра есть спектакль по сказкам Сергея Козлова «Давайте посумерничаем», где главные герои – это Ежик, Медвежонок и Заяц. В постановке есть такой момент, когда в полной тишине Ежик произносит сокровенные слова: «Если тебя нет, то и меня тоже нет». Наивные и трогательные слова о дружбе - и взрослые плачут. В детстве все честно, а мир полон открытий. Но, увы, время быстротечно, детство уходит безвозвратно. Для меня высшая похвала, когда взрослые смотрят кукольный спектакль, и на это время становятся детьми.
- А случаи, когда дети пугались кукольных актеров, были?
- Задача режиссера - при постановке учитывать особенности детской психики. Однако многое зависит от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Вот выходит тролль, он добрый, но он тролль. По сюжету, он крадет солнце, а дети ведь и этого могут испугаться. Тут все зависит от того, как малыш воспринимает этот мир.
- Приходилось ли вам выходить на сцену во время болезни?
- Конечно! Как бы тебе плохо ни было, чтобы в твоей жизни ни происходило, какая бы температура тебя ни сбивала с ног, ты знаешь, что придут зрители – особенно, если это дети, - и ты обязан взять себя в руки. Выходишь на сцену и все забываешь, а болезнь куда-то уходит. После спектакля скинешь костюм - и только тогда вспомнишь о своих недугах. Это такое чувство, когда ты не можешь предать своего зрителя.
- Чего вы боитесь больше всего?
- Боюсь быть незанятой в работе. Для меня важно быть всегда в движении. Работать над ролью, жить на сцене. Кроме того, у меня есть студенты, на которых могу направить свою энергию. Всегда нужно что-то делать, и, дай Бог, чтобы меня хватило надолго заниматься любимым делом.
- Есть ли в среде кукольников суеверия?
- В театральной среде — да. Например, если уронил текст, то надо тотчас на него сесть. А у кукольников — даже не знаю. Совершенно верно, что уронить куклу, особенно на самой постановке, это катастрофа. Ведь каждая делается вручную и хранит энергетику человека, который ее делал. Бывает, что студенты небрежно относятся к ним: тут хлопнут, там ударят. А у меня каждый раз ощущение, что это по мне стучат. Спрашиваю: «Вам не жалко, это же ваше, это вы сделали. Значит, вы и себя так же не любите?» А вот еще не суеверие, но интересная особенность: когда человек делает куклу сам, она получается на него похожей. И у меня есть такая кукла — Девочка со спичками из сказки Андерсена. Я делала ее, когда училась в институте. Теперь она «дама в возрасте», но я ее очень люблю, она стала моим талисманом.
- Как и когда вы пришли в профессию актрисы кукольного театра?
- Первый опыт знакомства с кукольным театром произошел в детстве, когда я ходила в кукольный кружок при доме культуры села Выльгорт. После школы поступила в Ярославский государственный театральный институт на кукольное отделение. Сейчас не жалею: это по-настоящему интересно. Вообще, кукольный театр вошел в мою жизнь органично. После выпуска меня приняли в штат Академического театра драмы им. В.Савина. Через какое-то время предложили вести кукольный курс в колледже культуры имени В.Чисталева. Со студентами проходим теоретическую основу, создаем куклы и ставим спектакли, которые показываем на разных площадках города. В прошлом году при колледже Культуры открыли Студенческий « Театр Папы Карло»