«Моя жизнь - полоса препятствий»

Корреспондент выяснила, тяжело ли инвалидам-колясочникам передвигаться по городу

В Сыктывкаре каждый год ремонтируют дороги, делают пандусы у магазинов и госучреждений, а недавно одну из аптек на улице Советской оборудовали спецсигналом для инвалидов... Насколько после таких усовершенствований столица Коми приспособлена для колясочников, решила узнать коррепондент «Pro Города» и  прошлась с инвалидом по главной улице - Коммунистической.

Легкий спускdscn0012.jpg
Спуститься из дома на улицу Наталье Лобановой, инвалиду I группы, которая много лет передвигается на коляске, достаточно просто: 14 лет назад ее подъезд оборудовали пандусом и помещением для хранения коляски. Поэтому самым сложным на этом этапе было пройти один лестничный пролет до коляски на костылях. Дальше просто: Наталья села в коляску и легко съехала на тротуар.
Комментарий
- По сооружению пандусов у подъездов инвалидов пока конкретной схемы нет, - сообщила  Ольга Талаласова, главный специалист Коми Республиканской организации Всероссийского общества инвалидов. - Для начала я бы порекомендовала инвалиду обратиться в управляющую компанию, собрать подписи жильцов о том, что они не против устройства пандуса.

dscn9974_0.jpgКаждый сантиметр играет роль
Мы с Натальей начинаем экспериментальную прогулку от ТЦ «Аврора». Молодая женщина любит ходить за покупками, и эти ряды тоже не обходит стороной. Пандус здесь оборудовали отличный: не крутой, с перилами, словом, все по правилам. Подняться на крыльцо Наталье не составило труда, но сразу после этого начались трудности. Открыв дверь, обнаружили высокий порог, который коляска преодолеть не может. Как пояснила Наталья, каждый раз, когда она хочет попасть в торговый центр, просит мужчин перенести через такое, казалось бы, незначительное для обычного человека, но серьезное для инвалида препятствие.
Комментарий
- Пороги в магазинах и других учреждениях - это еще одна серьезная проблема, - говорит Ольга Талаласова. - К сожалению, даже в те места, которые оборудованы пандусом, инвалиды попасть не могут.

Полоса препятствийdscn9955.jpg
Идем по Коммунистической в сторону вокзала. Главная улица должна быть образцово-показательной во всех отношениях, но вот в доступности она очень проигрывает: через несколько десятков метров на тротуаре наталкиваемся на высокий бордюр. Его приходится объезжать по двору, совершая приличный крюк. Кроме того, по неровной тропинке, которая была для Натальи единственным шансом выехать на тротуар, опасна: коляска в любой момент может опрокинуться. Поэтому мне постоянно приходится ее страховать. Еще несколько метров - и новый бордюр, с которого уже нужно съехать. Опять спускаемся со страховкой.
- Наша жизнь - полоса препятствий, - улыбается Наталья Лобанова. - Люди, гуляющие по городу, не задумываются - как и где идти, а мы должны точно рассчитывать свой маршрут, помнить, где можно проехать, а где нет.
Комментарий
- Бордюры на тротуарах должны быть с перекатами, - сообщила Ольга Талаласова. - Но у нас в городе во многих местах это требование не соблюдается.

dscn9952.jpgБесполезные пандусы
На пути отделение банка. Оплатить счета, взять кредит, перевести деньги - любой взрослый  делает эти несложные операции с деньгами. Инвалиды - не исключение. Поднимаемся по пандусу, подъезжаем к двери и натыкаемся на очередную проблему. Дверь открывается так, что на небольшом крыльце не развернуться. Получается, что хорошо сделанный подъемник бесполезен: все равно инвалид не попадет в помещение. А некоторые пандусы в  городе еще и опасны: узкие, крутые, без перил.
- По такому пандусу разве что экстремал заберется, - смеется женщина. - Туда даже коляска не помещается. Колесо соскочит на ступеньки, и покатишься кувырком вниз.
Комментарий
- Пандус должен быть обрудован двумя перилами 70 и 90 сантиметров высотой, - уточнили в Республиканском обществе инвалидов. - Его ширина должна быть не меньше метра, а высота - не более 80 сантиметров. Для уклона пандуса тоже есть свои стандарты, он должен быть пологим. А размер площадки, на которую он ведет, должна быть не менее 1,5 метра. Но эти требования редко соблюдаются.

Принимают за попрошайкуdscn9985.jpg
Когда Наталье нужно зайти на почту, она вынуждена звонить подруге. Возле ее почтового отделения нет пандуса. Она ждет, когда подруга вынесет корреспонденцию. Однажды в такой момент к ней подошел мужчина и спросил: «Где посуда?»
- Я сначала растерялась, - с улыбкой вспоминает Наталья. - А потом меня осенило: он подумал, что я деньги тут прошу у прохожих и спросил, куда их положить. Пришлось объяснять, что я ни в чем не нуждаюсь, а просто не могу попасть внутрь.
Комментарий
- Почти все соцучреждения, необходимые инвалидам, в Сыктывкаре для них недоступны, - заявляет Ольга Талаласова. - Вокзал, аэропорт, почта, Федеральная служба страхования, учебные заведения, стоматологии зачастую для инвалидов закрыты.

Нарушая правилаdscn9997_0.jpg
На Коммунистической на нескольких пешеходных переходах инвалиду просто невозможно пересечь дорогу на коляске: с высоких бардюров ни спуститься, ни подняться. Несколько лет назад Наталья решила нарушить ПДД и выехала недалеко от пешеходного перехода, где не было бордюров. Коляску везла ее мама. Не успели женщины отойти, как в них врезался автомобиль.
- Я сама виновата, что нарушила правила, - говорит Наталья. - Но и по пешеходному переходу я проехать не могу! Остается только нарушать и ждать, когда на бордюрах сделают места съездов.
Комментарий
- Этот вопрос неоднозначный: колясочникам нужно, чтобы к пешеходному переходу был плавный скат, а слабовидящие люди высказываются против этого, так как не понимают, где заканчивается тротуар и начинается дорога, - сообщила Ольга Талаласова. - В этом случае необходимо делать небольшой скос, оставляя высоту бордюра не более 4 сантиметров, которую колясочник сможет преодолеть.

dscn9989.jpgАвтобуса не дождаться
У Натальи коляска с электроприводом. Заряда аккумулятора хватает на часа два-три, поэтому далеко она не ездит. Пару раз женщина пыталась дождаться маршрут №55 для инвалидов, но не удалось. В другие автобусы для инвалидов, с низком полом и без ступенек, Наталья попасть не может: для этого нужна помощь нескольких мужчин. Поэтому женщина ездит на такси и платит за проезд и за необходимый багаж - коляску.
Комментарий
- С автобусами у нас тоже много проблем, - рассказала Ольга Талаласова. - Не во всех есть места для инвалидов, кондукторы переобученные. Вообще, чтобы инвалиду попасть в низкопольный автобус, водитель должен подъехать вплотную к остановке, а она, в свою очередь, должна быть определенной высоты. Но такие совпадения бывают очень редко: нормы нарушают.

Кнопка для красоты
Недавно одну из аптек Сыктывкара оборудовали кнопкой вызова, так как сама аптека находится на втором этаже и туда пандус точно не поставишь. Мы решили опробовать, как работает этот сигнал. Наталья нажимает, ждем. В течение пяти минут к нам так никто и не выходит. Тогда я поднимаюсь, чтобы узнать, в чем дело.
- Кнопка не работает, - заявила аптекарь. - Дети играли с ней и сломали. Но, если бы даже она работала, я все равно не смогла спуститься бы: я сегодня без напарницы, не оставишь же аптеку.
Комментарий
- Бывают инженерные особенности зданий, не позволяющие оборудовать пандусы, - сообщила Ольга Талаласова. - Такие здания оборудуют кнопками вызова, но пока это достаточно редкое явление.

Из восьми препятствий, которые мы прошли с Натальей, преодолеть без посторонней помощи нам удалось только три, при этом в нескольких случаях мы сильно рисковали. В остальных нам понадобилась помощь сильных мужчин.

По правилам, парковки должны быть оборудованы местами для машин инвалидов. В том случае, если на парковке нет таких мест, должностное лицо могут оштрафовать на 3-5 тысяч рублей, а юридическое на 30-50 тысяч рублей. А автовладельцев за стоянку или остановку в местах, отведенных для транспорта инвалидов, могут оштрафовать на 3-5 тысяч рублей. 

 

 

...

  • 0

Популярное

Последние новости