Личная история: «Я не прошу милостыню, я работаю»
- 25 марта 2011
Бывший концертмейстер ансамбля «Асья Кыа» уже десять лет играет на баяне возле Стефановской площади
Почти каждому сыктывкарцу знакома картина: возле площади между ЦУМом и зданием Госсовета сидит мужчина и играет на баяне. В этом году исполнилось ровно 15 лет, как Александр Гончаров выходит с инструментом на улицу.
Первый раз
- Это было в рождественские каникулы 1996 года. У меня только родился первый ребенок и денег катастрофически не хватало. А из рассказов знакомых музыкантов я знал, что они играли на улицах Стокгольма и зарабатывали неплохие деньги. Так почему же, подумал я, не попробовать стать уличным музыкантом в Сыктывкаре? - говорит 53-летний Александр Петрович.
Переборов стеснение и страх, Гончаров сел на ступеньках магазина на улице Пушкина. Поиграл полчаса и ушел. Первый заработок его не обрадовал: «У меня не было опыта, я не знал, что играть. Но потихоньку вошел в колею, люди стали меня узнавать».
10 лет. Как-то раз музыкант шел мимо ЦУМа и увидел, как какой-то «дедок» играет на гармошке.
- Я подумал, что это отличное место, - добавил Гончаров. - Уже лет 10 я сижу у ЦУМа. Акустика там хорошая. Тем более это нежилой район, и я никому не мешаю, - рассказывает музыкант.
Заграница. В то время, когда Гончаров начал свою «уличную» деятельность, он работал в Коми республиканской филармонии. 18 лет он был концертмейстером ансамбля «Асья Кыа».
- С «Асья Кыа» мы активно гастролировали за границей. И там я тоже пытался подработать на улице. За час можно было прилично заработать, а денег тогда ни у кого не было. Только приходилось делать это втихаря — нельзя было позорить честь советского артиста, - говорит баянист.
Уволился. В начале двухтысячных Александр Гончаров уволился из филармонии и переключился на уличную игру.
- Не важно, который раз выходишь на улицу, первый или десятый. Переступать через себя мне приходилось каждый день. Сейчас это прошло, и к уличному музицированию у меня чисто профессиональный подход. Я не прошу милостыню, я работаю, - считает Игорь Петрович.
«Рыбалка». Для него это своего рода рыбалка.
- У меня даже стульчик рыбацкий, - смеется он. - И никогда непонятно, какой будет «улов». Бывает 1 минуту постоишь, тысячу рублей кинут и домой идешь. А бывает целый день играешь и того не заработаешь.
Ласкать слух. По словам баяниста, своего потенциального клиента он видит издалека:
- Даже угадывал, бывало, на 100 процентов: начинаю играть что-нибудь, подходит человек и говорит, что именно эту песню он хотел услышать. Людям надо ласкать слух, вызывать ассоциации. Идет, например, одинокая девушка, я играю погромче, чтобы она поняла, что именно для нее пою. Людям надо дарить хорошее настроение!
От джаза до рока
- Я играю все: от джаза до рока. Чтоб выучить модный хит, мне достаточно раз или два его послушать. Это благодаря годам упорных тренировок — музыкальная школа, музыкальное училище, Петрозаводская консерватория по классу баян, работа в филармонии... Но выхожу играть только по настроению. Без настроения нет смысла играть, ты не сможешь порадовать ни себя, ни людей, - уверен Александр Петрович.
В дождь и снег. Баянист играет почти в любую погоду.
- Мало обращаешь внимание на снег, холод или дождь, когда играешь. Надену перчатки, непромокаемые штаны, капюшон и не холодно совсем. А вот баян иной раз скотчем приходится обклеивать, чтобы вода не попала, - говорит он.
Отношение родных
- Жена с самого начала к моей деятельности отнеслась нормально. Ведь я приносил домой «живые» деньги, - говорит Гончаров. - Сейчас у меня трое детей. Они все меня уважают и не стыдятся. Ведь уличный музыкант — это моя профессия.