Свалка на границе с Коми: большой фоторепортаж со скандально известной стройки (видео)
- 24 октября 2018
- 12+
- Владислав Гусельников
Все, что известно на сегодня, в одном материале
На границе с Республикой Коми идет строительство нового объекта. Власти сообщают, что там не будет никакого сооружения, которое бы вредило экологии, но местные жители уверены - на железнодорожной станции обустраивают не что иное, как свалку отходов. Портал PG11.ru собрал всю информацию об объекте на станции Шиес в одном большом материале.
В конце июля жители поселка Урдома Николай и Алексей Воронцовы обнаружили, что на железнодорожной станции Шиес в Ленском районе Архангельской области началась вырубка леса. Поговорив с работниками, мужчины узнали, что там в скором времени начнется строительство полигона для твердых бытовых отходов. Именно это событие стало отправной точкой для масштабного противостояния местных жителей и властей.
В Урдоме образовалась инициативная группа из неравнодушных жителей, которые выступают против строительного полигона. Они всеми силами пытались добиться прекращения всех работ на станции Шиес. Вскоре их заметили СМИ, причем не только Архангельской области, но и Республики Коми - ведь предполагаемый объект находится всего в 4 километрах от границы с регионом и в 100 километрах по прямой от Сыктывкара.
Расстояние от станции Шиес до Сыктывкара по прямой. А от деревни Урдома до Шиеса всего 32 километра
После публикации в СМИ министр природных ресурсов Коми Роман Полшведкин связался со своим коллегой из Архангельской области Александром Еруликом. В ходе телефонного разговора удалось выяснить, что на территории Ленского района планируется строительство завода по переработке древесины и линии по переработке сортированных отходов.
- Это будет промышленная площадка, на которой будет присутствовать несколько видов производств. Рассматривается возможность переработки твердых коммунальных отходов. При этом мы планируем привлекать только самые передовые технологии и создать уникальный объект, у которого нет аналогов в Российской Федерации, - сообщил тогда зампред правительства Архангельской области Евгений Фоменко.
Однако ничего другого узнать не удалось. Что за завод, как он будет работать, насколько это безопасно для экологии, - все эти вопросы остались без ответа. При этом инициативная группа урдомчан отмечала, что техники на станции Шиес становится все больше, и работы не прекращаются ни на день.
Взгляд изнутри
В начале октября журналист портала PG11.ru вместе с руководителем НПСР Коми Виктором Вишневецким, а также представителями других СМИ выехали в деревню Урдома, а оттуда - на станцию Шиес. Сопровождали группу те самые браться Алексей и Николай Воронцовы, которые первые заметили вырубку леса.
Расстояние от Урдомы до Шиеса - 32 километра. Однако даже на вездеходном ГАЗ-66 поездка заняла чуть больше часа. Все из-за состояния дороги, если ее вообще можно так назвать. Автомобиль трясло на ухабах, колеса месили грязь, но постепенно ГАЗ добрался до места назначения.
Этот участок дороги был нормальным по сравнению с тем, где автомобиль ехал дальше
- И власти еще говорят, что сюда будет свозиться мусор из самой Урдомы. А как его будут транспортировать, если тут даже вездеход с трудом проезжает? - поделился наблюдениями во время поездки Виктор Вишневецкий.
На железнодорожной станции перед группой предстала следующая картина: на большом участке болот вырубили лес, повсюду ездит различная строительная техника, кругом рабочие занимаются какими-то делами. Один из них сообщил, что они подготавливают участок под водозаборную станцию. Также мужчина уточнил, что он приехал из Москвы, а работы ведет компания из Санкт-Петербурга.
По пути до самого здания железнодорожной станции, возле которого и располагаются «бытовки» рабочих, корреспонденты снимали на видео ход подготовительных работ. На записях видно, как экскаваторы продолжают выравнивать участок, на котором вырубили деревья.Стоит отметить, что местность, на которой ведутся работы, - это настоящее болото:
- Тут даже людей никогда не хоронили. Тела увозили либо в Мадмас, либо в Урдому. Здесь кругом одно болото. Гробы просто выталкивало из земли, - рассказал охотник Николай Воронцов.
В ходе «инспекции» группа дошла до места, где 6 октября урдомчане установили поклонный крест, а затем вернулись обратно в поселок. В результате наблюдений и разговоров с работниками можно сделать несколько выводов:
Количество рабочих
На станции работает около 200 человек. Они проживают в вагонах поезда, по четыре человека на купе. Работы ведутся в две смены.
Работы ведутся без остановок. Снимок сделан в 5 часов вечера в воскресенье.
Капитального строительства пока нет
Да, на станции проводятся подготовительные работы. При этом объектов капитального строительства пока нет. Тем не менее, жители Урдомы сомневаются в том, что даже эти работы ведутся законно. При этом в правительстве Архангельской области сообщали, что никто ничего не будет строить, пока не проведется экологическая экспертиза и общественные слушания.
Работы никто не собирается останавливать
Вряд ли такое количество техники и рабочих в один момент развернутся и уедут обратно в Москву. Подготовительные работы продолжаются, а уже после них, по заверениям властей, будут проводиться экспертизы и слушания.
На фото запечатлена лишь малая часть автомобилей.
После поездки на станцию корреспонденты встретились с инициативной группой урдомчан. Там в течение часа обсуждались все самые важные вопросы по поводу работ на железнодорожной станции. В основном диалог вели корреспонденты, общественник Виктор Вишневецкий и председатель инициативной группы «Чистая Урдома» Светлана Бабенко.
Урдомчане рассказали, что у правительства Москвы и Архангельской области существует некое соглашение о вывозе мусора, которое стороны подписали еще в 2012 году. По их мнению, этот документ могут переиначить под текущую ситуацию.
- В этом договоре указали, что стороны будут оказывать друг другу содействие в мусоропереработке. За это Москва подарила Архангельску 30 автобусов, - отметила Светлана Бабенко.
Светлана Бабенко (на фото слева)
После этого разговор зашел о территории, на которой планируется строительство. Напомним, участок площадью 56 гектаров был передан по праву аренды в собственность ООО «РЖД». Они на праве субаренды предоставили землю государственному бюджетному учреждению «Автодороги города Москвы» департамента ЖКХ столицы. По словам местных жителей, строительство здесь мусорного полигона - ужасная затея. Сплошные болота, которые в некоторых местах достигают глубины 10 метров, станут хорошим «переносчиком» загрязнения:
- Болота подпитывают Вычегду. Вычегда впадает в Северную Двину, а та - в Белое море, которое находится по соседству с Баренцевым регионом. То есть возникает проблема не только регионального и даже всероссийского масштаба, а международная экологическая угроза! - восклицает Светлана Бабенко.
По словам жителей, примерно такую же мутную воду наблюдают рыбаки в Вычегде
Но это только одна из причин, почему активисты выступают против строительства полигона ТБО. Другая заключается в том, что урдомчане и жители Коми недовольны действиями Москвы:
- Москва и, собственно, власть имущие вконец наплевали на народ. Мало того, что все налоги с добычи полезных ископаемых, то есть той отрасли, которая губительнее всего действует на нашу хрупкую северную природу, идут полностью на нужды Москвы и возвращаются жалкими подачками, расходующимися на поднятие зарплаты чиновникам. Так они еще и свой, простите за прямоту, сортир решили нам под подушку сваливать! - высказалась руководитель организации «Экологи Коми» Нина Ананина.
Так что же все-таки строят на Шиесе?
18 октября в Москве прошла презентация проекта, который строится в Ленском районе. Как заявил директор ООО «Технопарк» Олег Панкратов, на Шиесе построят не обычный полигон для хранения отходов, а современный экологический технопарк. В него будут вывозить мусор с Москвы и Архангельской области. Ориентировочный срок сдачи проекта: 2020 год.
- На предприятии будет организовано до 500 рабочих мест со средней заработной платой от 44 тысяч рублей. Налоговые отчисления при работе предприятия будут проводиться в местный и региональный бюджеты. Суммарные отчисления НДФЛ, отчисления в Пенсионный фонд, в фонд обязательного медицинского страхования, налога на землю за первые шесть лет работы предприятия составят 912,1 млн рублей, - рассказал о проекте Панкратов.
Но эколог Нина Ананина совсем не согласна с подобными заявлениями. Она считает, что проект нанесет практически непоправимый вред природе, а затем и человеку:
- Что будет с экологией - попрощайтесь с рыбой в Вычегде навсегда и скажите «привет» всплеску онкологических заболеваний в деревнях и районах, стоящих на одной из главных рек в Коми после Печоры.
Ее поддерживает и общественник Виктор Вишневецкий:
- Размещение на границе с Коми огромной помойки, куда планируется завозить миллионы тонн отходов, приведет к серьезным не только экологическим, но и социальным проблемам. Жизнь в «подбрюшье» свалки обесценит жилье в Сыктывкаре, усилит отток населения, сделает столицу Коми депрессивным городом, в котором жить и работать будет некомфортно и непрестижно.
Что дальше?
Инициативная группа «Чистая Урдома» продолжает искать способы остановить работы на железнодорожной станции Шиес. Урдомчане действуют только в рамках закона, но, как заметил Виктор Вишневецкий, так будет продолжаться «до первого мусора на земле».
Хотя рабочие уже начали использовать землю «по назначению». Мелкий мусор валяется во многих местах.
Братья Алексей и Николай Воронцовы поделились, что в Урдоме около тысячи охотников. И тем из них, кто постарше, уже приходилось сдерживать молодых и «горячих» от необдуманных действий.
На сайте Российских общественных инициатив начался сбор подписей против строительства полигона ТБО вблизи с деревней Урдома. На момент публикации «за» проголосовали более 3 тысяч человек:
- При запрете строительства полигона неподалеку от железнодорожной станции Шиес останется сохранённой и нетронутой местная природная среда. Не будут загрязняться реки, озера, болота и леса. Отходы из Москвы необходимо глубоко перерабатывать на местах их производства, с последующим воспроизводством различного ассортимента вторичной продукции, - уточняется в тексте инициативы.
Жители Коми также выступили в защиту своей природы. Так, в деревне Мадмас люди встали живым щитом, чтобы загородить дорогу КамАЗам, которые везли стройматериалы на железнодорожную станцию.
Автомобилисты в Мадмасе. Фото с сайта dvinatoday.ru
А Светлана Бабенко сообщила, что они и дальше будут всеми законными способами «долбить» власти, проводить митинги и освещать ход работ на станции, в надежде, что их все-таки услышат:
- Мы получаем огромную поддержку от населения. Один крестный ход чего стоит. Мы провели его 6 октября и установили там поклонный крест. Таким образом мы показали, что это наша земля, и мы будем за нее стоять.
При этом мы никого специально не приглашали, но в поддержку акции пришли более 30-ти человек, которые предложили нам помощь с транспортом, с переноской креста да и просто моральную поддержку. На митинги, которые мы организуем, приходят тысячи человек.
Сейчас нам нужно решить юридическую сторону вопроса. Проанализировать ответы, которые мы получили от различных ведомств. А затем нам нужно выходить уже и на зарубежные организации.
Подпишитесь на PG11.ru в «Яндекс.Новостях» или «Яндекс.Дзен»
На станцию постоянно завозят стройматериалы
Экскаваторы выравнивают площадки. Предположительно, здесь будет погрузочно-разгрузочная зона
На станции уже даже появились первые дороги из бетонных плит. Пока что по ним ездит только строительная колесная техника
Участок засыпают песком. Иначе на болоте построить что-либо невозможно.
Тот самый поклонный крест, который установили жители Урдомы 6 октября
Буквально через несколько дней на этом участке появилась вертолетная площадка
Те самые братья-охотники: Николай (на фото слева) и Алексей Воронцовы
В таких бытовках охранники проводят по 12 часов в сутки. Да и кормят, по словам тех же охранников, так, как они сами не кормили бы и своих собак.
И еще немного фотографий со станции. Для понимания масштабов работ: