Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Как помочь ребенку с дислексией научиться читать

17.07.2024 

 

Обучение чтению детей с дислексией требует адаптированных методов и инструментов, учитывающих индивидуальные черты каждого ученика. Руководить процессом должен опытный педагог-дефектолог, а вовлеченность родителей и активное участие в домашней работе идеально дополнят профессиональную помощь.

Признаки дислексии у детей

Дислексия выражается в затруднениях с распознаванием и пониманием символов и знаков. В западных странах дислексию рассматривают как проблему с чтением и письмом у здоровых детей, а также у детей с различными заболеваниями или задержками развития. В России дислексию относят к трудностям с чтением, письмом и устной речью, исключая случаи, вызванные умственной отсталостью или нарушениями зрения и слуха.

 

Признаки дислексии обычно проявляются у детей до 10 лет. Важно понимать, что дети с дислексией обладают нормальным интеллектом, однако:

  • часто угадывают слова при чтении;
  • плохо понимают прочитанное и не могут его пересказать;
  • делают множество ошибок при письме;
  • имеют неразборчивый почерк;
  • проявляют раздражительность и эмоциональную нестабильность;
  • путают правую и левую стороны, часто неуклюжи;
  • держат ручку необычным образом.

Эти признаки связываются с нарушениями в работе левого полушария мозга и межполушарных связей. Чтобы эффективно обучать ребенка с подоными особенностями, необходимо пользоваться специализированными учебными курсами. Например, адаптированный видеокурс "Буквоведение: для начинающих" от онлайн-школы для особенных детей "Мостик" — https://mostikschool.ru/letteringcourse.

Методы обучения чтению при дислексии

Основная задача преподавателей и родителей — ввести ребенка в мир чтения. Необходимо привить ученику навыки восприятия текста на слух, преобразованию звуков в буквы или слова и другие.

Для развития такого опыта предлагаются определенные задания:

  1. Выбор формата — аудиокнига или печатный вариант. Предоставьте ребенку возможность выбирать книги, которые он будет слушать или читать, в соответствии с его интересами и навыками.
  2. Использование различных модальностей — уши, глаза, артикуляция. Пока ребенок слушает аудиокнигу, следит за текстом, проводя пальцем по строчкам, и одновременно озвучивает прочитанное. Это помогает создавать визуальные образы слов и связывать их со звуковыми значениями.
  3. Вставка пропущенных слов. Заранее подготовьте текст, где отсутствует часть слов. При прослушивании аудио фрагмента ребенок будет улавливать и вставлять пропущенные слова, что улучшает навыки восприятия и понимания текста.
  4. Перевод информации между модальностями. Ребенок создает образы героев на основе прочитанного или прослушанного текста, обобщает информацию, что помогает развивать навыки интерпретации и анализа.
  5. И другие методики, включая игровой формат.

Преодоление дислексии самостоятельно крайне затруднительно. Совместная работа специалистов и родителей значительно улучшает ситуацию и способствует формированию правильной и четкой речи у ребенка.

Опытные педагоги первой онлайн школы для особенных детей "Мостик" помогут подобрать подходящий адаптированный курс для изучения общеобразоваительных предметов, подучения социальных навыков. Не привязываясь к оценкам, весь процесс нацелен на поддержку ребенка и гибкий индивидуальный подход.

Популярное