Нормы перевозки арестантов и заключенных могут измениться по жалобе сыктывкарца

Мужчина считает, что с осужденными обращаются как с животными

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге коммуницировал жалобу сыктывкарского заключенного, возмущенного условиями конвоирования в России. Международный суд впервые в своей практике проанализирует российские нормы перевозки заключенных, сообщает Lеnta.ru.

Как рассказал «Ленте.ру» юрист фонда «Общественный вердикт» Эрнест Мезак, представляющий интересы заявителя, осужденный житель села Выльгорт Республики Коми Алексей Томов обратился в Страсбург в 2011 году. В сентябре 2009-го Томова перевели из колонии строгого режима в Воркуте в колонию-поселение на территории Княжпогостского района. При перевозке Алексей Томов более двух часов провел в камере автозака ГАЗ-3307: на трех квадратных метрах там находились десять заключенных с личными вещами. Затем — по железной дороге из Воркуты в Емву около 20 часов в трехметровой камере тюремного вагона, тоже вдесятером с вещами. Завершилось путешествие впятером в малой камере автозака — двухметровой.

- В жалобе мы указываем, что условия перевозки Алексея Томова были бесчеловечные. Россия нарушила статью 3 Европейской конвенции о правах человека, которая запрещает пытки: "никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию". Мы ссылались на ранее вынесенные Страсбургским судом постановления, где указано, что выделение на одного заключенного даже 0,5 квадратных метра личного пространства недостаточно, независимо от длительности конвоирования, — говорит Эрнест Мезак.

 В случае с Томовым Европейский суд решил разобраться досконально. Страсбург запросил у России все нормативные документы, подзаконные акты и статьи Уголовно-исполнительного кодекса, касающиеся правил транспортировки заключенных. Мезак отмечает, что ранее ЕСПЧ не предпринимал столь масштабного анализа российского законодательства по подобным делам.

Пыточные условия

- Принятые в рамках ООН минимальные стандартные правила обращения с заключенными устанавливают, что перевозка зэков "в условиях недостаточной вентиляции или освещения или же в любых других физически излишне тяжелых условиях" запрещена, — говорит Эрнест Мезак. — А еще заключенного следует обеспечить спальным местом и бельем. В 2006 году в одном из своих определений Конституционный суд России признавал эти правила обязательными нормами международного права, являющимися частью российской правовой системы. И уже есть прецеденты: ЕСПЧ рассмотрел в 2005 году дело "Худоеров против России", а также дело "Гулиев против России" и признал, что камеры площадью 0,4, 0,5 и даже 0,8 квадратных метров непригодны для перевозки заключенного "независимо от времени нахождения автомобиля в пути".

- Сейчас решение Верховного суда РФ от 25 января 2012 года по подобным же жалобам, когда суд признал условия перевозки допустимыми, — это главное препятствие для улучшения условий перевозки российских заключенных», — говорит Эрнест Мезак. И вспоминает дело двух других своих клиентов. В 2012 году до Верховного суда Коми дошли заключенные Дмитрий Васильев и Аркадий Виноградов (в настоящее время уже на свободе). Васильева везли из колонии города Микуни Республики Коми в Киров, а затем в Екатеринбург. Виноградов же прибыл из Ухты в Вологду, а потом направился в Архангельск. Оба ехали в скученных условиях в автозаках и вагонзаках. Заключенные не смогли поспать положенные им восемь часов, и никакого чистого постельного белья тоже не увидели. Васильев и Виноградов выиграли дело в Верховном суде Коми, но потом президиум этого же суда отменил вердикт своих коллег по кассационной жалобе ФСИН России, сославшись на решение Верховного суда РФ от 25 января 2012 года. В конце концов, жалоба Виноградова и Васильева тоже ушла в ЕСПЧ и, по словам Мезака, имеет шансы на коммуникацию.

Это только один из примеров. Подобных жалоб было десятки. Кстати, юрист Мезак уже умудрился и в России добиться прецедентного решения по этой проблеме. В декабре 2007 года он сам прокатился в «буханке» — юриста в результате ошибочного задержания усадили в холодный темный милицейский УАЗ. Мезак обратился в суд, и Верховный суд Республики Коми счел, что «буханка» не соответствует европейским стандартам гуманного отношения к заключенным, что человеческое достоинство правозащитника было унижено, и даже присудил компенсацию морального вреда в пользу Мезака — 1500 руб. «Живые люди — это не груз», — говорит Эрнест Мезак.

Будет ли изменена норма?

Серьезный подход Страсбурга к жалобе Томова вызвал беспокойство у российской стороны. Следуя своей ранее сложившейся традиции, Россия направила в ЕСПЧ так называемую одностороннюю декларацию с сообщением о готовности выплатить Томову 2000 евро (около 140 000 рублей) за бесчеловечные условия его перевозки. Как правило, Страсбургский суд утверждает такие декларации, что исключает дальнейшее рассмотрение соответствующих жалоб по их существу.

- Мы послали в ЕСПЧ свои возражения на одностороннюю декларацию, указав, что власти не предпринимают действенных мер, направленных на улучшение условий перевозки заключенных, от чего ежегодно страдают тысячи, а может и десятки тысяч заключенных, — рассказывает Мезак.

Страсбургский суд согласился с этим аргументом. 19 ноября 2014 года он отклонил одностороннюю декларацию, о чем был информирован представитель Томова. При этом суд повторно предложил до конца года направить в Страсбург нормативные акты, технические условия и судебные решения, касающиеся условий транспортировки заключенных.

...

  • 0

Популярное

Последние новости