Корреспондент «Pro Города» побывала в СИЗО Сыктывкара

И узнала, в каких условиях подследственные ждут решения суда

На днях корреспондент портала  progorod11.ru узнала, в каких условиях содержат подследственных, подозреваемых, обвиняемых и осужденных в Сыктывкарском СИЗО-1. Как правило, больше года в следственном изоляторе не сидят. Но, разумеется, все зависит от хода дела. Кого-то выпускают через полторы недели, а кто-то находится там и более двух лет. После следствия начинается судебное разбирательство. Но и после первого решения суда можно подать апелляцию. Вплоть до Верховного суда и окончательного приговора. В следственном изоляторе находится около 550 подсудимых. Хотя вмещает он до 620 человек. Как рассказал начальник СИЗО-1 Александр Ашаев, такое количество подследственных держится уже два года.
СИЗО — это своего рода фильтр. При поступлении туда, людей делят на разные группы: больных изолируют от здоровых, опасных рецидивистов от впервые попавших, курящих от некурящих и т.д. К тому же, преступников из одной группировки никогда не посадят в одну камеру. В СИЗО есть отдельные камеры для больных туберкулезом и другими заболеваниями. Смертельно больного человека просто не примут в следственный изолятор. Сотрудники не боятся работать рядом с больными туберкулезом.

«А вы в автобусе ездить не боитесь? - спросил начальник СИЗО-1 Александр Ашаев. - Люди в большинстве не знают, что и на улице, и в магазине можно встретить больных туберкулезом».


Свой телефон пришлось оставить в машине, потому что с мобильниками туда не пускают. На КПП нам выписали пропуски. В маленькое окошко мы протянули фотоаппараты, которые тщательно осмотрела сотрудница СИЗО. В то же окошко пришлось отдать паспорт, и вот мы внутри. Такое пугающее ощущение — в СИЗО и без документов.
Начальник отдела воспитательной работы СИЗО-1 Роман Велем сразу предупредил меня, что идти нужно только рядом с ним и не обращать внимание на возможные выкрики. После этих слов стало страшно. Давящие стены, грузные стальные двери с маленьким окошком, решетки  с замками, видеонаблюдение…
Но, в целом, обход учреждения оказался не таким страшным, как представлялось. После того, как были пройдены некоторые помещения, Роман Велем спросил: «Ну что? Страшно?». Мой ответ был однозначным: «Нет». «Вот и им не страшно» - резюмировал начальник. Не страшно было, потому что вся экскурсия проходила под чутким контролем Романа Велема. Как может быть страшно с начальником отдела? А подследственным не страшно, наверное, потому что условия содержания в следственном изоляторе неплохие. Некоторые на воле живут в разы хуже.

Прием в СИЗО

Когда человек попадает в следственный изолятор, его, в первую очередь, отправляют в медпункт. Там берут все анализы, делают флюорографию. Медицинское обследование — это своего рода входные ворота в систему. Также подследственные могут и во время отбывания в СИЗО обращаться к врачу. Если человека беспокоит здоровье, он всегда может написать заявление на осмотр врача. Можно сказать, что каждый день через медкабинет проходит одна четверть обитателей СИЗО. К слову, в медчасти СИЗО есть современный стоматологический кабинет, новые бактерицидные шкафы, которые обеззараживают приборы, а также кварцевые лампы, при работе которых не требуется выходить из помещения.

 

Лицевой счет

У каждого подследственного в СИЗО есть свой лицевой счет. Наличные деньги в изоляторе запрещены. На безналичные средства можно приобрести продукты, выписать периодику. Лицевой счет подследственного могут пополнять родственники. Каждый подследственный знает, сколько у него было на счете и сколько осталось, а также сам может формировать свой бюджет.

Ларек

В СИЗО есть два магазина. Ларек, где подследственные могут выбрать или заказать необходимые продукты и бытовые принадлежности, а также магазин в комнате приема передач, где родственники и знакомые могут купить продукты, чтобы передать находящимся под стражей. В ларьке для подсудимых есть прайсы с продукцией, которую можно купить: от печенья до сигарет. А в магазине родственники могут приобрести и передать продукты, которые, например, не смогли привезти с собой. Кстати, все, что приносят с собой родственники, тщательно досматривается. А все приобретенное в магазине СИЗО доставляется сидельцам без досмотра и нарушения заводской упаковки.


Досуг

В СИЗО есть библиотека, где подследственные могут выбрать необходимую книгу. Читают многие, наверное, потому что надо как-то «убивать» время. В библиотеке есть периодика по праву, кодексы, классическая литература, детективы и любовные романы. Как рассказал начальник отдела воспитательной работы СИЗО-1 Роман Велем, больше всего читают детективы и фэнтези. Также подследственные могут выписывать себе газеты и журналы, но только те, что есть в каталоге «Почта России».
В камерах можно слушать радио. Почти в половине есть телевизоры. Но программы, которые смотрят подследственные, определяет руководство СИЗО. Находящимся под стражей показывают правовые, познавательные программы, патриотические фильмы и некоторые передачи федеральных каналов.
В СИЗО есть настольные игры. Запрещены только карты.

 

Религия

В СИЗО-1 есть прикрепленный православный священник отец Александр. В следственном изоляторе можно исповедаться, провести обряд крещения и помолиться. На пасху священник каждому раздает крашеные яйца и куличи. В СИЗО-1 очень благодарны отцу Александру, что он не забывает про подследственных. В отряде хозобслуги оборудована небольшая молельная комната. Кстати, люди мусульманского вероисповедания также не забыты. Частый гость в СИЗО - муфтий Республики Коми Валиахмат Хазрат Гаязов. 


Прогулка

Проветриваются подследственные тоже в своеобразных камерах. На улице есть бокс с открытым «небом в клеточку», который разделен на небольшие помещения. Гуляют заключенные в «камерной» компании. То есть в каждом отдельном прогулочном дворике прогуливаются сокамерники. Взрослые дышат свежим воздухом час, несовершеннолетние гуляют до двух часов, а беременным женщинам можно быть на улице по их желанию.


Детская комната

С несовершеннолетними работает специальный сотрудник. Он для них и мама и папа. С детьми проводят воспитательные беседы, помогают адаптироваться и встать на путь истинный. Но многие, когда выходят на волю, никому не нужны. Общество не следит за трудными несовершеннолетними, поэтому детская преступность в Коми не теряет свои высокие позиции. В детской комнате есть настольные игры. Также есть два стареньких компьютера, на которых дети занимаются. К слову, в СИЗО рады принять хорошую оргтехнику, потому что нынешней не хватает.
В прогулочных двориках для детей есть баскетбольные кольца, брусья и турники.


Хозобслуга

В хозобслуге работают осужденные, которые по решению суда отбывают наказание в СИЗО. Для них отведен отдельный блок, где они спят, едят и учатся. Работают они в столовой, готовят еду на все СИЗО, стирают вещи, ведут подсобное хозяйство. Здесь выращивают кур и свиней, мясо которых идет в котел для обитателей СИЗО. На кухне готовят еду на четыре стола: для больных с особой диетой, для беременных, несовершеннолетних и для всех остальных. Как и положено, работники хозобслуги регулярно проходят медосмотры. Их «городок» похож на общежитие, разве что ножи для хлеба прикреплены к цепям и двери закрываются на замок, а все работники со сроками. На Новый год хозобслуге можно посмотреть «Голубой огонек». Люди из хозобслуги не кажутся опасными, хотя за спиной у них преступления и сроки. Осужденные спокойно делали свою работу, с явным интересом поглядывая на нежданных гостей.


Камера

При подходе к женскому отделению пришлось ждать некоторое время, пока с прогулки вернутся женщины одной из камер. Они с интересом поглядывали в нашу сторону. В самом отделении начальник решил показать мне камеру изнутри. Решили впустить нас в маленькую камеру со словами: «Вон в эту можете зайти, там нормальная (небуйная) подследственная». Камера оказалась двухместная. Но находилась там всего одна женщина. Маленькое помещение, в которое влезает двухъярусная кровать, небольшой столик, вешалка и телевизор под потолком, в углу огороженный стенкой санузел. На незанятой койке аккуратно расставлены открытки от родственников. В камере относительный порядок. На плечиках висит шуба. Подследственная этой камеры находится здесь уже 31 месяц. Как она рассказала, время пребывания в СИЗО высчитывает именно в месяцах. А вот, например, ее бывшая сокамерница считала в неделях. На мой вопрос: «Как у вас проходит день?», женщина ответила: «Однообразно. Читаю книги. Русскую классику уже прочитала, теперь перешла на зарубежную». И, действительно, на стуле лежала книга Плутарха. Женщина была совсем не похожа на преступницу. Она оказалась доброжелательная и улыбчивая на вид, отвечала на вопросы совершенно спокойно. Вообще в камерах содержатся люди от двух до нескольких человек.


Было очень странно ходить по пустым коридорам, понимая, что за тяжелыми толстыми дверями находятся люди, совершившие преступления разной степени тяжести. На улице я обратила внимание на окна в решетках. Роман Велем сказал: «Вот через эти окна, наверняка, сейчас на нас кто-то смотрит».
На выходе у нас вновь осмотрели фотоаппараты и вернули паспорт. Самое странное было говорить начальнику отдела  воспитательной работы СИЗО-1 Роману Велему «До свидания».

...

  • 0

Популярное

Последние новости