Установлена предварительная причина крушения самолета в Казани
- 20 ноября 2013
- 16+
- Вероника Морохина
По мнению экспертов, пилот сам отправил его в пике
Межгосударственный авиакомитет (МАК) опубликовал причины катастрофы Boeing 737 авиакомпании "Татарстан", которая произошла 17 ноября в Казани. Как следует из расшифровки показаний бортового самописца, пилот, отключив автопилот, сам отправил самолет в пике. Такие действия летчика смогут объяснить только психологи.
Как следует из сообщения комитета, выполнить заход на посадку по установленной схеме экипажу не удалось. В итоге они доложили диспетчеру о "непосадочном положении" самолета в пространстве и уходе на второй круг. Получив разрешение, один из пилотов не стал даже переводить во взлетный режим рычаги управления двигателями — учитывая, что полет проходил в автоматическом режиме, он просто нажал кнопку TOGA (Take Off / Go Around), запускающую программу ухода на второй круг, сообщает газета Коммерсантъ
Однако в этот момент напарник пилота, взявшись за штурвал и отключив таким образом автопилот, в ручном режиме стал выводить машину на высоту круга.
Его действия вначале соответствовали запланированному маневру. Как сообщает МАК, двигатели Boeing вышли на близкий к взлетному режим, закрылки переведены из положения 30° в положение 15°, самолет начал набор высоты. Однако при подъеме его нос задрался вверх до предельного для Boeing 737-500 угла тангажа в 25°. Под таким наклоном скорость самолета начала опасно падать.
Потеря скорости примерно с 280 до 230 км/час грозила скорым сваливанием в штопор, поэтому взявший на себя управление летчик решил набрать ее обычным способом — опусканием носа машины вниз. Однако пилот, что называется, перестарался и вместо предписанного инструкциями в таких случаях горизонтального полета или незначительного снижения, ввел самолет в "интенсивное пикирование с углом тангажа, достигшим к концу записи параметрического самописца минус 75°". В отчете отмечено, что конец записи совпал по времени и с концом полета.
Интенсивное пикирование Boeing продолжалось целых 20 секунд — все это время лайнер на максимальном режиме работы двигателей мчался к земле с 700-метровой высоты и буквально воткнулся в поверхность на скорости более 450 км/час.
Удара такой силы не выдержали даже бортовые самописцы, запакованные в специальные бронированные и несгораемые контейнеры. По крайней мере один из них — речевой, на котором должны были записаться переговоры членов экипажа, обнаружить пока так и не удалось. В руинах нашли лишь обломки контейнера, в котором хранился магнитофон. Тем более не было шансов выжить и у 50 находившихся на борту Boeing человек.
В полной мере объяснить действия пилота авиаэксперты не смогли. По их мнению, пока с уверенностью можно говорить лишь о слабой профессиональной подготовке пилотов. Командир Boeing Рустем Салихов и его напарник Виктор Гуцул, большую часть жизни проработали штурманом и бортинженером соответственно, а летчиками стали всего несколько лет назад.
Незадолго до этого гендиректор ОАО Аксан Гиниятуллин признал, что командир Салихов вообще не имел опыта увода Boeing на второй круг.