Что такое мисселинг и как не стать его жертвой, рассказали в Нацбанке Коми
- 1 марта 2021
- 6+
- Служба новостей
Банк России постоянно работает над повышением уровня информирования потребителей
Некачественная продажа одних продуктов под видом других, когда сотрудники финансовой организации вводят клиента в заблуждение и не информируют обо всех условиях и дополнительных предложениях к договору, называется мисселинг.
Вот один из примеров: пенсионеру Владимиру Ивановичу срочно понадобились деньги, и он решил досрочно закрыть свой вклад в банке, но оказалось, что вместо вклада у него заключен договор инвестиционного страхования жизни. Этот договор он подписал в банке, когда переоформлял вклад. Сотрудник банка пообещал более высокую доходность, однако не рассказал об условиях и не предупредил о рисках этого инвестиционного продукта. В итоге у Владимира Ивановича возникли проблемы с возвратом нужной ему суммы.
Подобные недобросовестные практики не носят массовый характер, доля жалоб на мисселинг невелика – в 2020 году на них пришлось менее 2% от общего количестве жалоб жителей Республики Коми в Банк России.
Столкнуться с мисселингом можно в разных финансовых организациях: страховой компании, брокерской фирме, негосударственном пенсионном фонде (НПФ) или управляющей компании паевого инвестиционного фонда (ПИФ). По данным Банка России, жители республики чаще всего сталкиваются с мисселингом в офисах банков. Люди доверяют сотрудникам банков, поэтому не обращают внимания на условия договора и приобретают неподходящий им продукт или услугу. Зачастую под видом вклада клиентам предлагают ценные бумаги, паевые инвестиционные фонды, негосударственное пенсионное обеспечение. Большинство жалоб приходится на продажу полисов инвестиционного и накопительного страхования жизни вместо открытия вклада.
Риски по инвестиционным страховым продуктам выше, чем по депозитам: в отличие от вкладов такие вложения не застрахованы государством. Срок действия договора ИСЖ составляет не меньше трех лет. Доходность по полисам инвестиционного страхования жизни может быть как выше, так и ниже ставок по депозитам. Такие продукты могут принести хороший доход, но использовать их нужно сознательно, с полным пониманием всех условий и рисков.
Нередко в банках предлагают комбинированный вариант: часть денег советуют положить на депозит, а часть — инвестировать в другие инструменты.
По словам заместителя управляющего Отделением Банка России по Республике Коми Юрия Железняка, «перед подписанием договора следует внимательно знакомиться со всеми предложенными документами и задавать интересующие вопросы представителю финансовой организации».
Банк России постоянно работает над повышением уровня информирования потребителей об особенностях и рисках финансовых продуктов. Одним из эффективных вариантов борьбы с мисселингом должен стать документ, так называемый паспорт продукта, содержащий сведения о финансовом продукте, изложенные простым языком и понятные потребителю.
- Ознакомиться с этим паспортом потребитель должен до подписания договора, чтобы детально разобраться в особенностях и рисках приобретаемого продукта или услуги. Уже сейчас паспорта внедрены для ряда инструментов на рынке ценных бумаг, на рынках услуг страхования жизни, негосударственных пенсионных фондов и форекс-дилеров. Разработаны и рекомендованы к применению паспорта для целого ряда банковских и страховых продуктов. Таким образом, если человек все-таки решит приобрести какую-то новую для него услугу, он сделает это осознанно, а не потому, что его уговорил сотрудник банка, - пояснил Юрий Железняк.
Если вы столкнулись с фактом мисселинга, то можно обратиться с жалобой в Банк России через интернет-приемную на сайте www.cbr.ru