Природоохранный прокурор Сыктывкара: «Мы - универсальное и очень мощное оружие»
- 13 января 2018
- 0+
- Кристина Кельман
Юрий Гудков рассказал о насущных проблемах республики
Вчера, 12 января, в России отмечался День работника прокуратуры. А также завершился 2017 год - Год экологии. Поэтому портал PG11.ru решил совместить два значимых события и пообщаться с прокурором сыктывкарской межрайонной природоохранной прокуратуры Юрием Гудковым. Во время многочасовой беседы Юрий Вячеславович объяснил, в чем заключается его работа, поделился своим мнением об экологической ситуации в Республике Коми и рассказал о самых громких делах 2017 года.
Об отличиях природоохранной прокуратуры
Природоохранная прокуратура отличается тем, что мы ведем надзор над несколькими инстанциями, например, над министерством сельского хозяйства Республики Коми. Вообще, прокуратура — мощное оружие: прокурор может проверять инстанции, подавать иски в суд, защищать неопределенный круг лиц и, таким образом, влиять на исполнение закона.
О главных проблемах
В Республике Коми одна из самых больших проблем — отсутствие достаточного количества полигонов. Во всем регионе их только 5, хотя районов больше 20! Да, на постройку полигона нужно 3 миллиарда рублей, бюджет республики не позволяет создать их в нужном количестве. Но ведь это гораздо дешевле, чем решать проблемы незаконных и несанкционированных свалок. Люди привыкли сваливать мусор там, где, так сказать, уже устоялось исторически.
О людях
Жители Коми не подозревают о том, какой вред природе и дальнейшему существованию, допустим, их детей или внуков, наносит та же незаконная свалка. Только представьте: одна пальчиковая батарейка отравляет вокруг себя один квадратный метр. А батарейка ведь не одна. Сейчас все привыкли, что в магазинах все в пластиковой упаковке. Но даже спустя сотни лет пластик не разлагается, а превращается в труху, ежели, например, дерево или бумага. Поэтому важно, чтобы экологическое воспитание шло с самого детства, чтобы уважение к природе и к месту, где мы живем, укоренилось и передавалось новым поколениям.
И СЛПК, и подобные ему крупные предприятия всегда находятся на нашем и не только нашем контроле. Ежемесячно они отчитываются о том, что делают для меньшего пагубного воздействия на экологию. Например, сколько выделили денег на приобретение нового оборудования. Кроме того, мы всегда следим за тем, чтобы выбросы не превышали допустимые нормы, которые прописаны в обязательном разрешении. Сыктывкарцы часто говорят, что прокуратура ничего не делает с этими опасными выбросами. Но, поверьте, они не превышают допустимые количества. С другой стороны, чтобы негативного воздействия не было вообще, нужно ликвидировать все производственные предприятия. Но тогда мы вернемся в первобытные времена. Разве, к этому люди стремятся?
В прошлом году наконец-то завершилось дело о свалке в Седкыркеще. Этот случай еще раз доказывает о том, что администрация населенного пункта несет ответственность за то, что происходит. Управляющая компания просто сваливала мусор и закапывала его! И все под носом главы администрации. Перед нами они оправдывались, мол, денег не хватает на отправку мусора на полигон паромом. Так сделайте паром бесплатным, создайте условия, чтобы хранить мусор, а зимой, когда будет ледовая переправа, вывозить его. По их подсчетам, это стоит 36 миллионов. Но я не понимаю почему. Как оказалось, туда входит посменная работа охранников, обустройство, забор, сторожка. А зачем? Мусор сторожить? Мне ответили: «Но ведь туда люди будут сбрасывать мусор». Так пускай туда лучше выбрасывают, чем в лес или под землю, чтобы отходы отравляли воду и почву. Все ведь обойдется дешевле, просто никто или не хочет этим заниматься, или не знает, как именно.
В прошлом году было 4 случая, когда к ответственности привлекли лица за незаконную вырубку на территории города. На самом деле, очень сложно доказать, что дерево относится к городу: а штрафы за рубку кустарников и деревьев на территории Сыктывкара больше, чем за незаконную вырубку лесного массива федерального уровня. Один из ярких примеров: предприятие вырубило 400 деревьев в черте города. Думали, что их там никто не увидит, поэтому наказания не будет. Поймали, штраф выплатили большой — 26 миллионов рублей.
О сообщениях
Зачастую люди звонят лично мне с информацией. Два случая, которые я запомнил: в Чове женщина увидела, как предприниматель выбросил в лесу несколько тонн тухлого сала; мужчина увидел, как в Эжве по реке спускалось темное пятно. При этом люди просто говорят об этом и бросают трубку. А мне с этим что делать? Я же сам не побегу ловить их. Даже если я соберу специалистов по тому же пятну, оно уже уплывет, пока мы доберемся до места. Поэтому люди должны писать нам, присылать фото, если это возможно. Еще очень многие говорят, что прокуратура бездействует. Это не так. Если к нам поступает сообщение о правонарушении, мы обращаемся в ту или иную организацию, которая и нарушает закон. Она должна выполнить наше требование и исправить ситуацию. Но мы же не можем следить за всеми сообщениями, это невозможно. Поэтому если после обращения к нам ситуация не поменялась, нужно снова обратиться в прокуратуру и сказать, что ничего не произошло. Тогда будем действовать иначе.