Единственный реставратор мебели в Коми: «Экспонаты со мной разговаривают»
- 4 сентября 2016
- 0+
- Pro Город

Татьяна Земцова рассказала о любви к работе, граффити и родному городу
В Сыктывкаре работает единственный реставратор мебели во всей Ресублике Коми Татьяна Земцова. Ее специально пригласили из Москвы, чтобы она привела в порядок старинные деревянные музейные экспонаты конца 19 века. Она рассказала порталу ProGorod11.ru, как экспонат может разговаривать и почему родной Сыктывкар с каждым приездом нравится ей все меньше.
- Каково работать с деревом, которому сто лет?
- Оно очень живое! И моя задача сохранить ее еще чуть дольше живым для потомков, чтобы они его увидели, потрогали. Кстати, каждый предмет разговаривает с реставратором. Ну допустим этот щелкунчик, который сейчас реставрирую. Он уникален для Сыктывкара, потому что в наших краях такие фигурки не делали. Их мастерили в Сергиевом Посаде. Вот о том, что он особенный, он мне и рассказал. А так никто об этом не знает. Мне нравится с ним работать. И, вообще, интересно, какими судьбами он попал в нашу республику.
- Если ли в реставрации место для творчества?
- Главное правило реставрации: в каком виде достался предмет, в таком виде его и надо вернуть. Только почище. Вот этот щелкунчик был чуть грязнее. А сейчас я укрепила оставшийся красочный слой. Потом буду восстанавливать его нос и руку по аналогам. Вообще, творчество — это, когда ты относишься к работе со вкусом. Другими словами, главное - не переборщить.
- А бывало такое в вашей практике?
- В моей - нет. Но я видела предметы, которые после реставрации выглядели как новые. А это не очень хорошо, потому что предмет должен рассказывать о своей истории. Если есть какой-то вбитый гвоздик, его нельзя выдернуть, потому что это момент прошлого.
- Сколько уходит времени на работу с одним предметом?
- Минимум - неделя. Вот на ружье, с которым мне предстоит работать, наверное, придется потратить больше времени, потому что надо будет полностью реконструировать роспись. Это очень скрупулезная работа. Краску используем современную, например, акварель, потому что она обратимая. То есть следующий реставратор будет знать, что использовал в работе предыдущий. Это важный принцип реставрации.
- Как давно занимаетесь реставрационной работой?
- Пять лет. Я закончила магистратуру и сейчас учусь в аспирантуре при кафедре «Реставрации» в МГХПА имени Строганова. Специализируюсь на дереве. Могу реставрировать все: от деревянной ложки до паркета. В общем, что достанется. Работы не боюсь. Приезжаю два раза в год в Сыктывкар. Уже четвертый год реставрирую мебель и предметы старины из музейных фондов, которые, например, готовятся к какой-нибудь конкретной дате. Вот сейчас реставрирую экспонаты к выставке, которая открывается 19 августа.
- С какими старинными предметами работаете?
- В основном реставрирую экспонаты конца 19 — начала 20 века. Самое древнее, что хранится в нашем музее - это кусок лыжи, которому 8 тысяч лет! До этого Норвегия претендовала на звание места, где нашли самую старинную лыжу. Но Республика Коми ее перегнала.
- Есть ли у вас мечта отреставрировать что-нибудь особенное?
- Не могу назвать конкретный предмет. Но с удовольствием поработала бы в Великом Устюге. Пожила бы и что-нибудь отреставрировала в старинных домах или церквях.
- В чем минусы работы реставратора?
- Спины у нас у всех больные. Кроме того, много вредных средств, с которыми приходится работать. В этот раз мне повезло, потому что использую в работе только детское мыло и осетровый клей.
- Что чувствуете, при мысли, что вы единственный реставратор мебели в Коми?
- Это огромная ответственность! Вообще, выбор профессии реставратора был случаен. Начинала я как художник. Профессия реставратора мне очень нравится, люблю ее, понимаю весь груз важности работы. Приятное чувство, когда ты в музее видишь вещь, отреставрированную тобой. В эти моменты переполняют чувства.
- Как вы относитесь к Сыктывкару?
- Родной город. Приезжаю часто. Но в последний приезд он мне не очень понравился. Просто с каждым разом здесь остается все меньше друзей. Остальные уезжают жить в другие города.
- Почему вы живете в Москве?
- Переехала туда учиться. А потом затянуло. Москва — мой город. Мне в нем комфортно.
- А здесь?
- Мне нравится в Сыктывкаре работать. А жить - не очень. Мало «движухи». А люди хорошие. И музей — любимый.
- Чего, по вашему мнению, не хватает Сыктывкару, чтобы было комфортно столичным людям?
- Хороших клубов с хорошей музыкой.
- Чем занимаетесь помимо реставрации?
- Граффити — это основное хобби. Мне нравится рисовать в Сыктывкаре, потому что здесь много интересных стен. Но проблема в том, что приходится везти с собой из Москвы баллончики краски, потому что в столице Коми ничего не приобрести.
- Для чего вы рисуете на стенах?
- Это контраст. На работе приходится что-то маленькое ковырять, причем сидя в ограниченном стенами кабинетике. А там — ты выходишь на простор, на большую стену. Можно, рисуя, широко размахивать рукой. С другой стороны, предмет, который ты отреставрировал, будет хранится в музее 100, 200, 300 лет, а граффити могут закрасить через три дня. Такое бывало. В эти минуты испытываешь обиду.
- Сколько времени уходит на граффити?
- Я относительно начинающий граффити-художник, поэтому приходится часто и много за собой поправлять. На один сюжет уходит от двух часов до двух-трех дней.
- Говорят, что в жизни надо попробовать все. А есть ли вещи, которые вы никогда не попробуете?
- Я вот полжизни думаю о том, чтобы прыгнуть с парашютом. Но после того, как узнала, что одна моя знакомая прыгала и сломала ногу, передумала. Хотела бы попробовать, но не уверена, что меня смогут вытолкнуть из самолета.
- Ваш любимый час дня из 24?
- Могу сказать про нелюбимый час. Терпеть не могу утро до 10 утра. Его просто не существует! Если меня, не дай Бог, разбудят раньше, просто разговаривать не буду. Мне повезло, что, благодаря моей профессии, не надо рано вставать. Как пришел - так пришел, сиди и работай тихонечко до закрытия музея.
- Мотивируете ли вы себя к каким-нибудь свершениям? Каким образом?
- Я ставлю перед собой не глобальные цели, а небольшие. Вот сейчас хочу поехать отдыхать, поэтому все лето на это старательно работаю. В общем-то, это стратегия маленьких шагов. Глобальные — купить квартиру в Москве, например. Или заиметь мастерскую.
- Профессия реставратора ассоциируется с людьми степенного возраста в очках в роговой оправе. Что вы чувствуете, ломая этот стереотип?
- Раньше я побаивалась, что из-за татуировок мне не будут доверять работу с музейными экспонатами. Оказалось, что это не так. В нашем музее я уже заработала себе репутацию, и очень рада, когда приглашают снова.