Фоторепортаж с научных экскурсий в Сыктывкаре: ДНК, раковые клетки и мушки, побеждающие старость (фото, видео)

В Сыктывкаре накануне Дня науки прошли первые дни открытых людей в Институте Биологии Коми научного центра Коми. Корреспондент портала ProGorod11.ru побывал в его радиобиологическом корпусе и узнал, почему так быстро делятся раковые клетки, какова настоящая ДНК под микроскопом и как плодовая мушка помогает победить старость.

Экскурсия стартовала в 13:00 в пятницу, 5 февраля. Больше 20 человек приехали, чтобы ученые Сыктывкара рассказали о своих исследованиях. Радиобиологический корпус «затерян» в лесах за железнодорожным вокзалом, где снежная дорога, через десять минут от большой трассы, утыкается в кирпичное здание. Внутри — длинные коридоры, чистота и картины на стенах. Сюда редко проникает нога обычного человека, поэтому перед первым Днем открытых дверей ученые даже репетировали, что они будут рассказывать сыктывкарцам, которые приедут на встречу.

В лаборатории ихтиологии и гидробиологии аспирантка Елена Кочанова и по совместительству победитель последнего этапа сыктывкарского Science Slam рассказала, что они изучают несколько групп организмов. Например, планктон, парящий в воде, и бентос, обитающий на дне. С весны и до осени ученые этой лаборатории выезжают в тундру или на Урал с сачками и удочками и привозят материал для исследования.

В лаборатории экологии наземных и почвенных беспозвоночных кандидат биологических наук Оксана Кулакова рассказала, что изучать насекомых нужно и важно:

-  Мы изучаем важнейшие группы насекомых: жуков, бабочек, стрекоз, клопов и других. За 20 лет, которые существует лаборатория, ученые изучили особенности их распространения, жизненного цикла, пищевых связей.

Кандидат биологических наук Алексей  Кудрин рассказал о своей группе исследований: он изучает  микроскопических круглых червй, которые живут в почве, чтобы, например, оценить загрязнение среды.

В лаборатории экологии позвоночных животных ведущий инженер Елена Данилова рассказала, что они изучают ареалы и особенности экологии зверей и птиц тайги и тундры.

Слушателям показали мумифицированных животных, которых изучают сотрудники института. Сыктывкарка Владислава Поздеева (на фото), поделилась, что ее впечатлили масштабы этих исследований.

В лаборатории радиационной генетики и экотоксикологии кандидат биологических наук Илья Велегжанинов рассказал много интересного про обычные и раковые клетки и показал фибробласты легких неродившегося младенца.

- Методами молекулярной биологии мы изучаем как повреждается ДНК в тех или иных условиях загрязнения, и как клетки справляются с этими повреждениями, - рассказал он.

Сотрудники лаборатории учатся побеждать раковые клетки. Ученый рассказал, что для того, чтобы остановить бесконтрольное деление клеток в тканях организма, или по простому - рак, нужно подобрать условия, при которых раковые клетки гибнут, а нормальные клетки почти не повреждаются. В этом лаборатория тоже работает. А еще ее ученые хотят в ближайшее время начать работу по редактированию генома (совокупность всех генов организма - ред.), чтобы повысить стрессоустойчивость клеток.

В завершение экскурсии Илья Велегжанинов показал, как выглядит клетка фибробласта ( клетки соединительной ткани организма - ред.) легких человеческого эмбриона. Их тоже активно изучают, чтобы понять, как «живет» клетка.

А если посмотреть на них в микроскоп, то открывается настоящий космос.

Следующая лаборатория «Молекулярной радиобиологии и геронтологии». Оказалось, что она одна из лидирующих в мировой науке в данной области лаборатория. Кандидат биологических наук Екатерина Прошкина рассказала, что их лаборатория изучает механизмы старения и способы продления жизни с помощью плодовой мушки дрозофилы, которая на молекулярном уровне схожа с человеком.

Дрозофилы живут в специальных климатических камерах. Ее очень легко содержать – продукты, из которых готовится среда для дрозофил, можно купить на обычном пищевом складе. Она быстро размножается и живет всего два-три месяца, то ученые за короткий промежуток времени поставить большое количество экспериментов

- В лаборатории исследуется роль генов долголетия, повышенная активность которых позволяет замедлить темпы старения и продлить жизнь организма. Благодаря нашим исследованиям, мы можем создавать новые препараты, чтобы продлить жизнь человека или предотвратить его возрастные заболевания, - рассказала Екатерина.

Екатерина показала, что если посветить на мух синей лампой, то они гореть зеленым цветом. Это часть сложного эксперимента, над которым она с коллегами работает в лаборатории и который помогает изучить многие неизведанные еще процессы в организме мушки.

В Центре коллективного пользования «Молекулярная биология» кандидат биологических наук Дмитрий Шадрин показал, как выглядит настоящая ДНК, с помощью сложных приборов.

Сыктывкарка Елена Зворыгина (на фото) рассказала, что научная экскурсия помогла ей глубже понять природу:

- Через микроскоп я увидела другой мир: мир клеток, ДНК. Этот микромир не увидеть в обыденной жизни. Я еще раз убедилась, что мы не одни в этой вселенной, что мир огромен и непостижим, - рассказала она.

Кстати, это не последняя экскурсия, которую организует Институт биологии совместно с молодежным центром Сыктывкара. Следите за новыми экскурсиями событий вот здесь.