Progorod logo

Экс-сенатор от Коми Самойлов на суде по «делу Гайзера»: «Они перекрывали мне кислород»

2 апреля 2018Возрастное ограничение12+
Фото: РИА Новости

Бизнесмен рассказал, как ему показывали силу власти

30 марта в Москве состоялось очередное заседание по делу экс-главы Коми Вячеслава Гайзера и его сообщников. В суде продолжают допрашивать бывшего сенатора от Коми Евгения Самойлова. Его показания публикует Комсомольская правда в Коми.

В минувшую пятницу, 30 марта, в Замоскворецком суде Москвы продолжилось рассмотрение уголовного дела, возбужденного в отношении бывшего главы Коми Вячеслава Гайзера и нескольких его подельников. На прошлом заседании начался допрос экс-сенатора от Коми и бизнесмена Евгения Самойлова. Предпринимателя, напомним, арестовали в сентябре 2015 года вместе с остальными фигурантами, но затем он перешел в статус свидетеля.

Защита огласила протокол дополнительного допроса Самойлова в статусе обвиняемого. В нем экс-сенатор признает свою вину и раскаивается. На просьбу следователя объяснить наличие своей фамилии в «бухгалтерии» ОПС Самойлов отвечал, что бывший зампред правительства Коми Константин Ромаданов вел «черную кассу», где содержался отчет об откатах, которые он платил. Получателем средств была структура «Газпрома», а позднее свидетель узнал, что в доле было и руководство Коми.

Далее Самойлов раскрыл подробности передачи денег в казну - она осуществлялась через директора «Комплексного управления проектами» Алексея Соколова.

По словам свидетеля, до лета 2015 года он не знал, куда идут деньги, которые он передавал. Лишь позже Самойлов догадался, что средства тратили на выборы - даты напротив его фамилии в «бухгалтерии» совпадали с выборными циклами в республике.

Из более чем десятка офшорных компаний, названных следователем, была всего одна, с чьей деятельностью свидетель был знаком. По его словам, она имела отношение к бизнесмену Александру Зарубину.

«Подтверждаете, что оффошорная компания «Катамор» принадлежит вам?» - спросил адвокат Алексея Чернова Карен Гиголян. Свидетель кивнул.

На следующем допросе Самойлов рассказывал, как и почему он вышел из ОПС. Для этого ему пришлось передать в пользу сообщества часть своих активов.

«Ромаданов потребовал от меня передать в пользу него, Гайзера и Чернова долю в гостинице «Авалон». Он сказал, что управлять гостиницей без покровительства с их стороны я все равно не смогу», - говорил в показаниях свидетель, уточняя, что успел убедиться в возможностях сообщества, члены которого чувствовали себя в республике, как хозяева.

При передаче доли в гостинице Самойлов, по его словам, осознавал, что дает руководству региона взятку.

Впрочем, подкуп не помог наладить отношения с Гайзером и Черновым. После того как правоохранительные органы провели в интересах Ромаданова проверку одного из партнеров Самойлова Максима Бунтова, экс-сенатор понял, что ему не дадут спокойно вести бизнес в республике.

Далее зачитали протокол допроса Самойлова от мая 2016 года. В нем свидетель подтвердил ранее данные показания и вновь сообщил, что после выхода из ОПС передал Гайзеру и Чернову взятку двумя долями гостиницы «Авалон».

Экс-глава Коми предложил доверить проведение оценки долей в гостинице Игорю Кудинову. Самойлов не возражал. И хотя цена, в которую оценили доли - 130 миллионов рублей - казалась ему заниженной, оспаривать ее было бесполезно.

Защита начала задавать вопросы. Прежде всего у Самойлова спросили, почему он решил, будто Наталья Моторина была в курсе, что сделка с «Авалоном» была на самом деле безвозмездной. Самойлов ответил, что на тот момент никто кроме нее не мог знать о фиктивности сделки.

- Я уже ранее говорил, что Соколов - это просто курьер Ромаданова, Ромаданов не обязан разъяснять ему суть сделки. Я сделал такой вывод. Это мое убеждение было на момент сделки, допроса и сейчас, - пояснил свидетель.

- Как вышло так, что лица, которые чинили вам препятствия, потом продолжили сотрудничать с вами? - спросил адвокат Чернова.

- Это разные периоды, наблюдайте за хронологией. Когда они перекрывали мне кислород, как раз показывали, что будет, если я не буду договариваться. Я это прекрасно понял, - ответил Самойлов.

- Из этого следует, что в какой-то период покровительство сообщества не оказывалось? - уточнил адвокат.

Самойлов кивнул.

В следующих показаниях, которые зачитала защита, Самойлов рассказывал, что являлся номинальным держателем доли в СЛДК в пользу сообщества. Предприятие являлось поставщиком сырья для компании «Монди». У СЛДК был договор субаренды лесного участка с компанией «Северлогистик». Сообщество создало фирму-прокладку, с которой «Монди» заключила договор поставки сырья вместо компании Самойлова. Эту компанию экс-сенатору предложили выкупить за 200 миллионов рублей. Самойлов ничего покупать не хотел и вылетел в Австрию, где встретился с топ-менеджером «Монди» Петером Освальдом и рассказал о ситуации. Тот пообещал разобраться. Однако после этого Самойлов узнал, что на «Монди» оказывается давление, и ему посоветовали согласиться на условия сообщества, что он и сделал.

- Подтверждаете показания? - спросил адвокат.

- Да, на сто процентов, даже на сто пятьдесят, - ответил Самойлов.

В следующем протоколе были показания относительно проблем СЛДК, которые могут устроить члены сообщества, если с ними не сотрудничать. По словам Самойлова, как-то раз он увидел видеозапись, где некие оперативники обсуждали мероприятия в отношении комплекса. Вскоре после этого на предприятие пришли следователи и изъяли бухгалтерию. Так, по словам Самойлова, он убедился в реальных возможностях предполагаемого преступного сообщества.

Завершая показания, свидетель заявил, что готов оказывать любое содействие следствию и даже пройти исследование на полиграфе.

- Сейчас готовы пройти исследование на полиграфе? — спросил адвокат Чернова, но судья после протеста прокурора сняла вопрос.

После небольшого перерыва защита продолжила зачитывать протокол очной ставки между Черновым и Самойловым. Из материалов стало известно, что экс-сенатор от Коми Евгений Шумейко освободил для Самойлова место в Совфеде за 15 миллионов рублей.

Следующее заседание назначили на понедельник, 2 апреля.

Напомним, на прошлом допросе Самойлова зачитали протокол очной ставки от 2016 года. Самойлов рассказал, что изначально приехал в Коми, чтобы избраться от республики в Госдуму, и заинтересовался бизнесом в республике. Он обратился к тогдашнему главе Коми Владимиру Торлопову с вопросом, каким можно заняться бизнесом. Однако губернатор ответил ему, что все ниши уже заняты. Тогда Самойлов решил переговорить с Черновым. Тот пояснил, что сотрудничество возможно лишь на определенных условиях. В случае Самойлова доля в 25% бизнеса должна была быть передана ЗАО «РК». При финансовом участии в бизнесе членов ОПС ставки возрастали до 51%.

В итоге Самойлов согласился. Позже он встретился с Александром Зарубиным в его московском ресторане с говорящим названием «Лос бандитос», и бизнесмен подтвердил, что работать и строить политическую карьеру в Коми можно только на таких условиях.

Подпишитесь на PG11.ru в «Яндекс.Новостях» или «Яндекс.Дзен»

Все новости про Гайзера ищите здесь

Перейти на полную версию страницы