Фоторепортаж с Маньпупунер: что притягивает туристов и как туда добраться

Фоторепортаж с Маньпупунер: что притягивает туристов и как туда добратьсяФото Никита Чернов / "Про Город Сыктывкар"

28 августа журналист портала “Про Город Сыктывкар” Никита Чернов побывал на плато Маньпупунер, перевале Дятлова и горе Отортен. В этом материале он рассказал, как проходила поездка на труднодоступные туристические пути.

В понедельник, 28 августа, Никита Чернов смог побывать на одном из самых труднодоступных мест на земле – на плато Маньпупунер. Также по пути маршрута были перевал Дятлова и гора Отортен.

Для того чтобы попасть на плато Маньпупунер, существует несколько способов.

Один из них – пеший путь. Он требует значительной физической подготовки, что может быть не каждому под силу. Более простой, но дорогой путь – вертолетом. В Республике Коми этим занимается турфирма “Другая планета”.

Первым делом из Сыктывкара требовалось добраться до Ухты. Именно оттуда вылетает вертолет.

Изначально полет был запланирован на субботу, 26 августа. Однако погодные условия не позволили осуществить задуманное на протяжении нескольких дней. Для таких труднодоступных мест как плато Маньпупунер это абсолютно нормально. Экскурсовод и гид Дмитрий Мартемьянов рассказал, что в случае полета на плато на вертолете туристы подстраиваются под погоду, а не наоборот. Но такое бывает тоже не всегда. Именно поэтому туристам и журналистам пришлось в этот раз прождать два дня ожидания в Ухте. 

Причина кроется в низкой облачности. В начале осени погода переменчивая. И если в Ухте она кажется нормальной, на плато она может быть совершенно другой. Перенос полета делается, в первую очередь, из целей сохранения безопасности пассажиров.

Изначально маршрут поездки был следующим: гора Отортен – перевал Дятлова – плато Маньпупунер: от самой высокой точки до самой низкой. Однако в последний момент маршрут поменяли задом наперед. Причина опять же проста – погодные условия.

В районе 10 часов утра туристы, а также представители разных региональных СМИ начали посадку на борт. Среди туристов были жители Коми и других регионов. Большинство из них любят покорять сложнодоступные туристические места. 

После регистрации и проведенного внутри вертолета инструктажа борт МИ-8Т взлетел. Всем пассажирам выдали наушники, которые не пропускают внешний шум. В вертолете был очень громкий гул пропеллеров. Через время некоторые сняли наушники, так как они не каждому были удобны. 

Экскурсовод общался с пассажирами с помощью листка бумаги А3 и фломастера. Например, таким способом он сообщал о времени прибытия к следующему месту. 

С вертолета открывался шикарный вид на бескрайнюю тайгу Республики Коми – транспорт летел на высоте около 400 метров над землей, развивая скорость до 220 километров в час. 

Первой остановкой у вертолета был Троицко-Печорск, куда борт прибыл через 40 минут после начала полета. Уже на месте всех пассажиров накормили. 

Вертолет также не остался без питания – ему нужна была дозаправка.
Через 20 минут транспорт снова оказался в небе и направился в первую точку – плато Маньпупунер. Примерная длительность перелета до одного из семи чудес России составила около 1,5 часов.

При подлете к плато по одну из сторон были видны те самые столбы выветривания. На самой локации есть подготовленная площадка для вертолета. 

После приземления все туристы подошли к беседке, расположенной там же, для дальнейшего инструктажа.

Одно из важных правил – это сохранять путь только в рамках каменной дорожки, ширина которой примерно равна одному человеку. Шаг влево, шаг вправо – строго запрещено. 

Как рассказывают сотрудники Печоро-Илычского заповедника, главная задача, несмотря на проходящие экскурсии, это сохранить территорию от прикосновений человека. Для этих целей на территории плато волонтерами была возведена каменная дорожка, которая протекает от беседки и до последнего столба выветривания. 

По пути есть две каменные площадки, шириной примерно 15 на 15 метров, с которых туристы могут сделать фотографии. Одна из площадок находится рядом с самым первым столбом, который сам расположен на значительном отдалении от других. Последняя площадка находится в самом конце пути. Примерная продолжительность пути в одну сторону от беседки до последних столбов составляет около километра. Такой же путь следует проделать и обратно.

В общей сложности туристы пробыли на первой экскурсии около трех часов. После серии фотографий и заданных вопросов экскурсоводу, находясь на последней площадке, начался легкий моросящий дождь с мелкими градинами. Для таких вершинных мест это совершенно типичная погода. 

Журналисты тут же начали прятать дорогостоящие фотокамеры и видеоаппаратуру. Туристы же – начали надевать дождевики. Через пару минут непогода прекратилась, а на горизонте, где-то далеко в тайге, показалась радуга.

По обе стороны от дорожки растут маленькие, меньше 50 сантиметров, сосны и карликовые березки.

Также в низкорослом лесном бору можно увидеть огромное количество ягод: бруснику, голубику, и водянику, она же шикша.

 Одно из частых растений с красными листиками в этих местах — это арктоус альпийский. 

Еще вдоль дорожки растет очень много грибов. Среди них подосиновики, кругленький подберезовик, или, как называют их работники заповедника, надберезовики, опять же из-за низкого роста самих берез.

После возвращения с дорожки к беседке туристов накормили вкусной ухой, бутербродами и чаем. 

В районе 15 часов дня транспорт снова поднялся в воздух, а туристы попрощались со столбами из иллюминаторов вертолета.

Следующей остановкой должна была быть гора Отортен, при подлете к которой у большинства туристов на телефоне время автоматически добавило два часа. Это произошло из-за того, что гора Отортен находится в Свердловской области, почти на границе с Республикой Коми — там время от московского отличается на несколько часов. 

Через 15 минут борт был уже над горой, однако попытки пилотов приземлиться не увенчались успехом из-за непогоды. Тогда пришлось в очередной раз менять маршрут и вертолет направился на перевал Дятлова, который находился буквально на пересечении трех регионов: Свердловской области, Пермского края и Республики Коми. 

Для посещения перевала пилотам пришлось приземляться на высоте 905 метров. Далее подъем в гору был уже пешим, а саму протоптанную другими туристами дорогу закрывала пелена из тумана и низких облаков. 

До места, где приблизительно когда-то стояла палатка группы Дятлова, надо было пройти около километра. Пройдя 100-200 метров и, обернувшись назад, можно было заметить, что вертолет также скрылся в тумане.

Через 10 минут туристы оказались на том самом месте, где, как считают исследователи, была расположена палатка. Сейчас там находится импровизированный памятник. 

Никто с точностью до ста процентов не стал строить догадки, что же произошло тогда, более 64 лет назад, с группой Дятлова. Однако большинство туристов обратило внимание на сложную каменистую местность.

После этого туристы отправились обратно к вертолету. Недалеко от места посадки, на одном из каменных столбов висела памятная табличка посвященная группе Дятлова.

Затем борт направил всех на самую высокую точку этого маршрута – гору Отортен. Она была всего в 11 километрах от перевала, а ее высота составляла 1234 метра. Из-за сложной местности посадить вертолет на горе удалось у пилотов не с первого раза. 

Это была финальная точка такого длинного и сложного маршрута. Группе туристов повезло, так как, уже находясь на горе, они встретили, наверное, один из самых красивых закатов в своей жизни.

Некоторые туристы решили попытать удачу и начали забираться на скалистые столбы, которых на горе было очень много. Многие сделали там красивые фото.

Так как начинало уже темнеть, на последней локации туристы пробыли не более 20 минут. После этого вертолету пришлось оперативно улетать. 

Предполагалось, что борт придется также заправлять в Троицко-Печорске. Однако пилоты сообщили, что топлива хватит даже до Ухты. Через два часа туристы без дозаправки приземлились в аэропорту “Жемчужины Севера”, при подлете к которой наблюдали красивые огни ночной Ухты.

Возможность посетить туристические места предоставило Агентство по туризму Коми и Министерство экономического развития республики.

...

  • 0

Популярное

Последние новости