Свидетель по «делу Гайзера» рассказал, что делали бывшие власти Коми для спасения «Интаугля»
Власти не предпринимали все, что было в их силах
9 июля на суде по делу экс-главы Коми Гайзера допросили топ-менеджера Игоря Бухмана. Свидетель рассказал, как Самойлова заставляли отдать за долги долю в гостинице «Авалон» и что делало экс-правительство республики для спасения «Интаугля». Об этом сообщает БНК.
Сегодня, 9 июля, в Замоскворецком суде прошло очередное заседание по уголовному делу, возбужденному в отношении бывшего главы Коми Вячеслава Гайзера и нескольких его предполагаемых соощников. На нем стороны заслушали показания Игоря Бухмана - управляющего рядом компаний, которыми в той или иной степени владел экс-представитель республики в Совете федерации, а ныне просто предприниматель Евгений Самойлов. Топ-менеджер рассказал, каким образом у его босса отняли принадлежавшую ему часть активов сыктывкарской гостиницы «Авалон».
Как утверждает Бухман, началось все семь лет назад. Тогда, в 2011-м, Самойлов дал своему подчиненному поручение ознакомиться с предложением Межрегионального инвестиционного банка о приобретении 50 процентов активов гостиницы «Авалон». Остальные 50 процентов должен был купить «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми». Бухман ознакомился с показателями финансовой деятельности предприятия и счел сделку выгодной. Он рассказал о своих соображениях Самойлову, и тот предложил подчиненному выкупить 50-процентную долю вдвоем. Поскольку Бухману такое приобретение было не по карману, он попробовал заинтересовать в нем свою сестру, Светлану Каплунову, и не безуспешно. Была выбрана фирма ООО «Автоцентр», которая выкупила за 100 миллионов рублей всю гостиницу. После этого доли участия, принадлежавшие «Автоцентру», распределили между Фондом поддержки инвестпроектов, Каплуновой и зарегистрированной на Кипре компанией «Катамор». Первый держатель выкупил 50 процентов, два других - по 25 процентов. На выкуп имущества банк предоставлял кредит, который должен был погашаться из прибыли гостиницы.
В 2013 году Бухман, по его словам, узнал, что у Самойлова произошел конфликт с первыми лицами республики. О причинах этого конфликта топ-менеджеру рассказал в ходе личной встречи Константин Ромаданов. Замглавы уверял Бухмана, что Самойлов - никчемный управленец, который поставил на грань разорения уже несколько стратегических предприятий. Кроме того, горе-бизнесмен погряз в долгах, и никто из правительства Коми больше не хочет иметь с ним никаких дел. Позже Бухман пересказал разговор Самойлову, однако тот никак не отреагировал.
Летом 2014 года ситуация усугубилась. Самойлов признался Бухману, что на него начинают давить - вынуждают отдать в счет долга долю участия в «Автоцентре». По словам экс-сенатора, лишиться своих 25 процентов рисковала и Каплунова.
- Спустя две недели после этого разговора мне позвонил Игорь Ковзель. На встрече в ресторане в Санкт-Петербурге от потребовал от меня добиться от сестры согласия на продажу своей доли участия ООО «Автоцентр» некому человеку, аффилированного с руководством Коми. При этом Ковзель сказал, что действует в интересах заместителя главы республики Алексея Чернова и по его просьбе. Второе требование Ковзеля было обеспечить проведение сделки по обмену 25 процентов доли участия «Автоцентра» на расписки Самойлова. После этого разговора я позвонил Самойлову, и он подтвердил необходимость совершения указанных сделок, - объяснил Бухман.
По словам свидетеля, Ковзель угрожал ему - предупреждал, что если согласия от Каплуновой не будет, он, Бухман, станет личным врагом Чернова. Менеджеру пришлось пообещать, что он уговорит сестру на обмен.
- После этого Ковзель в моем присутствии позвонил Чернову и включил громкую связь. Ковзель сказал, что согласие получено по обоим вопросам. Я спросил у Чернова, будут ли ко мне претензии с его стороны в случае проведения указанных сделок. Чернов ответил, что не будет, - вспомнил свидетель.
Через несколько дней Бухману действительно удалось уговорить сестру. Каплунова и гендиректор Фонда поддержки инвестпроектов Алексей Соколов ударили по рукам.
Далее свидетеля решили спросить о других предприятиях, к деятельности которых имел отношение Самойлов. Так, защитник Чернова Карен Гиголян поинтересовался, предпринимал ли Ромаданов что-нибудь, чтобы вывести из кризиса «Интауголь». Из ответа Бухмана стало ясно, что экс-замглавы пытался влиять на ситуацию, но не делал всего, что было в его полномочиях. В частности, Ромаданов не требовал от муниципальных властей, чтобы те гасили долги за поставленный уголь, хотя такие возможности у него были.
- Вы хотите сказать, что были какие-то святые люди, которые предпринимали сверхусилия, чтобы спасти шахту? Отчасти это так. Константин Ромаданов, конечно же, пытался погрузиться в дела «Интаугля», пытался сделать так, чтобы шахта оставалась на плаву. Этого не отнять. С другой стороны, все наши обращения к Константину Ромаданову о том, что лучше бы решить вопрос с платежами республиканского ЖКХ на сотни миллионов рублей, никак не решались, - рассказал свидетель.
На вопрос Гиголяна о том, получала ли шахта краткосрочные займы от фирм Алексея Соколова, Бухман ответить не смог, сославшись на плохую память. Однако тут в допрос вмешался Алексей Чернов. Он напомнил Бухману, что энергокомпании предоставили «Интауглю» отсрочку по оплате за электричество. Причем сумма по всем счетам, которые предприятию разрешили погасить позже, была практически равна долгам республиканского ЖКХ перед «Интауглем».
Далее Гиголян поднял тему судимости свидетеля. По словам адвоката, в 2011-м Бухман проходил в качестве обвиняемого по уголовному делу о незаконной банковской деятельности. Гиголян выразил уверенность в том, что свидетель попал под суд за одну из сделок с «Авалоном». Бухман отрицать фактов не стал, но говорить о своем уголовном прошлом отказался. Сторона обвинения и суд поддержали свидетеля, признав, что дело, по которому он проходил как фигурант, не связано с предметом доказывания.
Подпишитесь на PG11.ru в «Яндекс.Новостях» или «Яндекс.Дзен»
Все новости про Гайзера ищите по ссылке >>>