Переработка нефти в России: история развития отрасли
Технологии переработки нефти в России начинают свою историю еще с середины XVIII века, а в веке XX отрасль пережила как периоды упадка, так и значительного роста. Сейчас нефтеперерабатывающие заводы активно модернизируются, чтобы приблизить глубину переработки нефти к 100%.
Начало большого пути
История промышленной переработки нефти в России традиционно отсчитывается с постройки первых нефтеперерабатывающих заводов в Советском Союзе после 1945 года. Однако первая перегонка российской нефти состоялась еще в 1741 году в лаборатории Петербургской Академии наук. До второй половины XIX века нефть и продукты ее дистилляции применялись только в иконописи, народной медицине и в военном деле. В середине XIX века происходит событие, которое по мнению некоторых историков, послужило толчком для развития нефтепереработки — в 1853 году изобретена безопасная керосиновая лампа. Спустя 10 лет появляется технология щелочной очистки керосинового дистиллята — и керосиновые лампы становятся главными осветительными приборами. Первое нефтехимическое производство было запущено в 1878 году недалеко от Нижнего Новгорода — завод Виктора Рагозина сумел наладить выпуск смазочных масел очень высокого качества. А с конца XIX века братья Нобели усовершенствуют технологии непрерывной перегонки нефти и практически монополизируют российский рынок нефтепереработки — к концу 1905 года их компания производит 70% керосина в стране.
Преемственность поколений
В советский период с 1945 по 1965 годы в стране было построено 16 НПЗ, на самом крупном из которых — Омском — производилось свыше 22 миллионов тонн нефти в год. Сейчас в стране работают 74 НПЗ и ГПЗ, которые суммарно перерабатывают ежегодно свыше 332 миллионов тонн нефти. В постсоветский период было построено 12 нефтеперерабатывающих заводов. С начала 2000 годов увеличился объем инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающих производств, и в результате к 2018 году глубина переработки нефти в среднем превысила 83%, а в 1999 году она составляла всего 67,4%. С 2011 по 2018 годы инвестиции в отрасли составили свыше 2 триллиона рублей.
Модернизация и инновации
В нестабильные 90-е годы только Омский НПЗ оказался единственным заводом в стране, которому удавалось поддерживать глубину переработки нефти выше 80%. Этот завод может служить примером успешной модернизации производства — к 2015 году технологический комплекс был кардинально перестроен для выпуска различного топлива стандарта «Евро-5», а с 2016 года идет второй этап модернизации, который позволит перерабатывать почти 100% нефти. Еще один пример внедрения инновационных технологий — Хабаровский НПЗ, который в 2000 году вошел в состав ОАО «Группа Альянс» и запустил масштабную программу реконструкции. В 2000 году глубина переработки нефти на Хабаровском НПЗ составляла всего 54,4%, а в 2003 — уже 63,4%. В 2008 году произошло слияние «Группы Альянс» с West Siberian Resources, генеральным директором которой был Максим Барский. В результате завод получил новые инвестиции, которые помогут увеличить глубину переработки нефти до 92% и нарастить объемы переработки до 4,5 миллионов тонн нефти в год.
Популярное
В Сыктывкаре впервые стартовал проект "Народный учитель — 2025"
Гид по скидкам в Сыктывкаре: актуальные предложения от магазинов и компаний
Куда сходить в Сыктывкаре: топ баров, кафе и ресторанов города
5 советов подготовки к экзаменам: как сдать ЕГЭ и ОГЭ на высший балл
Все для вашего здоровья: полезный путеводитель по медицинским учреждениям Сыктывкара
5 товаров из "Светофора", которые можно брать смело, и 5 - которые лучше обходить стороной: чек-лист от постоянного покупателя
27 ноябряОбзор нового OMODA C7: как купить автомобиль с выгодой
Медвежью услугу оказали водителям Сыктывкара
22 ноябряТоп мест в Кирове, которые сыктывкарцам лучше не посещать на Новый год
Салат «Елена»: деликатес для новогоднего стола из двух продуктов — сделает вас любимчиком Огненной Лошади на весь 2026 год
30 ноябряВ Коми более 160 автомобилистов нарушили правила перевозки детей
30 ноябряВ Коми внесли в "черный список" подрядчика, не завершившего капремонт затонского моста
26 ноябряВ Коми на карантин закрыли четыре школы
24 ноябряВ Сыктывкаре разработали проект школы на месте бывшего рынка
23 ноябряБастрыкин заинтересовался жестоким избиением подростками инвалида в Сыктывкаре
25 ноябряВ Коми пенсионерке недоплачивают компенсацию за ЖКУ: в ситуации разбирается прокуратура
19 ноябряПервый снег застал врасплох: где сыктывкарцам подготовить авто к зиме за один день
После ДТП под Сыктывкаром водитель "Лады" умер в госпитале
21 ноябряВ Коми поликлиника заплатит за задержку лечения кожного заболевания у ребенка
22 ноябряДом Шарапова в Сыктывкаре "воссоздадут" за 74 миллиона рублей в 2026 году
22 ноября