Политолог о прогнозах на 2016 год: «Не вижу достойного кандидата на пост губернатора Коми»

Доктор политических наук Виктор Ковалев рассказал, что ждет регион в 2016 году

До Нового года осталось всего 3 дня, а мы подводим итоги бурной политической жизни региона в 2015 году и делаем прогнозы на год грядущий. Доктор политических наук Виктор Ковалев рассказал порталу ProGorod11.ru, чем для региона обернулись годы власти «группировки Гайзера», стоит ли верить, что в 2016 году в Коми выберут сильного губернатора и на что осталось надеяться, когда в стране растет кризис.

  

- Три главных события 2015 года по вашей версии?

- Это аресты верхушки Коми, которые начались в сентябре, назначение Врио главы и выборы в Госсовет. Главный результат этих событий, на мой взгляд, в том, что они показали, что политические и правоохранительные институты не работают или работают плохо. Удручающий итог - в течение многих лет, как политики, так и доблестные силовики терпели, закрывали газа и в упор не видели, как некая группа разворовывает деньги и «отжимает» бизнес. Никто, даже из оппозиционных политиков, не противодействовал, не мешал, не высказывался по поводу творящихся безобразий. Но не знать они этого просто не могли. И вот, эти же люди, немного перемешавшись, опять заняли места в парламенте, в других органах власти и уже поют оды новому руководителю. В общем, институты власти разрушены: они не работают, не защищают общество, не предохраняют его от крупных неприятностей.

- Как вы относитесь к фигуре врио Главы Коми?

- Поживем — увидим. Настроения иных журналистов и «общественных деятелей» восхвалять товарища Гапликова не разделяю. Прежним членам команды Гайзера тоже пели панегирики, и мы знаем, чем это все закончилось. Человек не успел еще и трех месяцев поработать — ему уже оды поют. Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Опять все основные надежды связываются с личностью: здесь мифология цветет и пахнет. Однако, гораздо важнее — институты: разделение властей, сильные партии, влиятельные СМИ, грамотные аналитики. Чтобы их восстановить, потребуется очень много времени и усилий. Больше надежд я бы связывал с развитием местного самоуправления, с тем, чтобы у населения восстановилось доверие к власти.

- Что станет главным политическим событием грядущего года?

- Одно из главных событий грядущего года — выборы главы Коми в сентябре.

- Развернется ли борьба на выборах?

- Если быть реалистом и отчасти циником, то о выборах говорить в ближайшей перспективе преждевременно. Они будут зависеть о того, кого выберет администрация президента. И даже нет вопросов, приглянется ли Гапликову Коми край или нет. В последние годы избиратели региона начальство не подводили. Кто, например, сомневался, что в сентябре 2015 года большую часть мандатов соберет «список Гайзера»?». Значит, естественно, что в этих условиях победит тот, кто обладает властным ресурсом. Будет ли это Гапликов? Надо спросить у него. Обратите внимание, что руководитель республиканского Избиркома перешел в «желтый дом». Это может свидетельствовать о том, что у врио появился интерес, как в Коми проходят выборы и, может быть, он сам будет в них участвовать.

- Кто может стать губернатором в Коми?

- Пока такой фигуры не вижу. Есть противоречие в том, может ли появится тот, что будет претендовать на губернаторский пост. Оно состоит в том, что если такая кандидатура есть, то ей уже следует начинать «раскручиваться» и завоевывать популярность. Но, переходя на жаргон, можно сказать, что если этот кандидат будет раскручиваться, то его начнут «мочить». Возвращаясь к политической истории региона, напомню о ситуации с Анатолием Каракчиевым, у которого были губернаторские амбиции, он вел политическую кампанию, приобретал союзников, искал их и в муниципальных образованиях, и в Москве, но чем это закончилось? Стали применять приемы черного пиара: помните, у Марущака была кампания «Выберете человека или обезьяну». Одним словом, если появится такая кандидатура, то она вызовет огонь на себя. А может быть гораздо проще: эту кандидатуру не зарегистрируют и скажут, например, мол подписи неправильно собрал. Если потенциальный кандидат будет таиться, шифроваться, а потом выйдет на арену, то у него элементарно не хватит времени, чтобы завоевать популярность и провести избирательную кампанию. Институт выборов у нас сильно разрушен. Может ли быть альтернатива? Ну, могут же в декабре цветы расцвести! С этими выборами я бы не связывал особых надежд. Повторяю, выбирать будет очевидно Москва. А избиратели Коми потом за одобренную президентом кандидатуру и проголосуют.

- Как кризис отразится на политической жизни региона?

- Инерционный сценарий говорит о том, что партия власти победит и не будет иметь конкурентов. Но другой момент — кризис идет страшный. Надо иметь ввиду, что ситуация может стать даже хуже, чем в пресловутые лихие девяностые. Хотя даже в девяностые годы была определенная свобода и надежда. Сейчас считается, что, чем больше гайки закручиваешь, тем лучше. Много проблем накопилось и не решалось. Как на это система будет реагировать, если она во многом потеряла обратную связь? Кто будет в таком состоянии институтов бороться с кризисом ? Многие писали о том, что пора диверсифицировать экономику, нельзя надеяться только на высокие нефтяные цены. Где нормальные политические оппоненты, которые могут предостеречь от ошибки? Где институт независимой прессы, экспертизы. Вы читали у нас нормальные аналитические статьи о положении региона? Задавили и оппозицию, и журналистику: сразу этого не восстановишь. Что происходит с системой, которая теряет обратную связь? Она идет вразнос, она совершает ошибки. СМИ и демократия созданы были в развитых странах не из-за народолюбия, а для того, чтобы система была жизнеспособной, адекватной и не впадала в ступор. В средине 90-х годов проводили опросы, были программы политического мониторинга. А где это сейчас? Откуда власть берет информацию. Возможно, проводится исследования, но насколько они адекватны, сложно судить. Сейчас стоит вопрос, чтобы восстановить обратную связь между властью и населением, вернуть доверие. Это очень быстро не делается.

- Путин на пресс-конференции отметил, что пик кризиса уже пройден. Верно ли это утверждение?

- Я думаю, что настоящий кризис только начинается, мы в него входим. Сейчас у людей «едет крыша», многие не понимают, что происходит. Причем не только у обывателя есть такое непонимание, но и у так называемой элиты. Нет адекватного понимания и представления о том, что надо делать. В период кризиса, обеднения проявляются далеко не лучшие качества людей, особенно тех, кто обладает доступом к дефицитным ресурсам. Нормальная нравственная реакция — объединиться: «один за всех». Мы видим обратное — начинают «сдирать последнюю шкуру»: приходят неимоверные счета, новые поборы и так далее. Население нищает, а те, кто обладают властью стремятся отбирать последнюю рубашку. Задача нормальных правителей - защищать население от такого рода поползновений, ограничить аппетиты естественных монополий, ввести контроль за ценами, тарифами, за представлением услуг в условиях непростой ситуации. А если власть «в доле», то будет ли на население защищать? Усиление кризиса в России сейчас неизбежно. Слишком много проблем и слишком долго они не решались и не решаются.

Кто станет губернатором Коми в 2016 году? Оставляйте свои предположения в комментариях!

- Какие есть надежды и альтернативы развития политической структуры региона?

- Дальнейшая вертикализация власти не поможет. Это приведет к злоупотреблениям, репрессивным мерам. Если говорить о возможных вариантах, то можно сказать, что некая надежда есть в укреплении института самоуправления, где лидеры местных сообществ чувствуют ответственность за людей. Но посмотрите, что происходило в наших регионах? Пересматривались уставы муниципальных образований, и население не могло выбирать себе глав. Я не говорю, что выборный руководитель святой, но вероятность коррупции меньше, если население влияет на выборы глав администрации. В противном случае, муниципальных руководителей «сажать не успевают». Это проблема имеет не только уголовную плоскость, но и политический аспект. Бесконтрольность увеличивает шансы злоупотребления. Это аксиома, это азбука. У нас решили обмануть, провести эксперимент. Провели. Уже второй мэр Сыктывкара сидит. А в каком состоянии дороги? В каком состоянии сети? Коммуналка? Это все взаимосвязано, но люди этого не понимают. Для них выборы — это шоу, календарик получить, а что дальше, как придется расплачиваться, они часто не задумываются. Надо укреплять местную власть, потому что уже не успеть вернуть доверие к другим институтам власти. На партии, представительные органы сейчас нет надежды. Власть без обратной связи попросту опасна. В условиях кризиса некий якорь надежды — это местные руководители, которым население доверяет и которые чувствуют перед ним ответственность. С другими мерами в России во многом уже опоздали.

...

  • 0

Популярное

Последние новости