Художник по свету в Сыктывкаре: «Зритель не должен замечать свет, он должен его просто прочувствовать».
- 11 июля 2015
- 16+
- Служба новостей pg11.ru
Сегодня празднуется День художника по свету. Представители этой профессии обычно не видны зрителю: они «прячутся» в своих мастерских, чтобы свет на сцене вовремя вспыхивал, угасал, «играл» и светился.
Художник по свету Театра драмы имени Виктора Савина Ирина Биушкина рассказала порталу ProGorod11.ru о том, как свет может преобразить сцену, почему нельзя работать по шаблону и не обидно ли, что работа осветителя обычно «остается за кадром».
- Что такое свет в театре?
- Очень многие не замечают: ну висит декорация тряпка тряпкой, но когда ее расцветишь так или иначе, то появляется объем, и она преображается. Пока с этим не столкнешься, не пойдешь, какую большую роль в театре играет свет. А свет — это волшебник. Он обозначает настроение, усиливаем подачу: красный свет — это трагизм, нарастание эмоций, оранжевый - солнечное настроение, желтый свет — солнечное настроение.
Фото Алексея Карпова
- А есть ли в вашей работе правила, через которые нельзя переступать?
- Есть правила расположения людей, декораций, но, как известно, нет правил без исключений, ведь свет — это всегда творчество и поиск. Нельзя работать по шаблону. Бывает, что самым неожиданном образом выскакивает то или иное положение луча. Бывает кажется, что можно сделать вот так, но не получается и думаешь, размышляешь, ищешь. Импровизация и экспромт в нашей работе — это обычное дело.
- Расскажите о внештатных ситуациях
- Например, в прошлом году выпускали сказку. Записали программу на дискету, а утром она оказалась пуста. Почему так произошло — неведомо. Может быть она размагнитилась Факт оставался фактом: спектакль вот-вот начнется, а у нас сохранилась только половина спектакля. Что делать? Буквально за полчаса, мы как могли восстановили спектакль и показали детям.
- Как проходит подготовка к спектаклю?
- Работаю совместно с художником по сцене и режиссером. Мы смотрим спектакль, слушаем музыку. Вот если сейчас я услышу классическую музыку, у меня сразу появятся цветовые ассоциации. Я без этого не могу. Люблю Моцарта, оперы Верди. К поп, рок и народной музыке равнодушна. Когда слушаешь музыку, в голове происходит не просто игра цвета, но и его движение, направление. Мозг начинает работать, как у художников или поэтов.
Фото Алексея Карпова
На работу влияет все: желание режиссера, желание художника. Совместными усилиями мы приходим к единому, и рождается спектакль. Мы техническими средствами обеспечиваем художественное видение режиссера.
- Никогда не обижались на то, что работу художника по свету меньше замечают?
- Я привыкла к этому, поэтому мне непривычно и интервью давать. Я привыкла, что меня не видно, я же не актриса. Наше дело, чтобы увидели нашу работу, а наша работа в чем заключается? Чтобы ее не видели. Вы знаете, Нина Степановна Волик всегда мне говорила, что если зритель заметил свет, то это плохо. Зритель не должен замечать свет, он должен его просто прочувствовать.
- В какие спектакли вы вложили больше всего души?
- Вообще, вкладываем кусочек души в каждый спектакль. Последняя значимая для нашей электроосветительной мастерской работа - это световая композиция на «Ночи в театре». Под музыку в течение шести минут «играл» свет. В эту работу мы вложили всю душу. Это колоссальная труд, сделанный за 16 часов. Зритель оценил наше творение, и это было приятно.
Фото Алексея Карпова
- Есть ли спектакли, после подготовки к которых, вы уходите как «выжатый лимон»?
- Самый трудный период — это подготовка и выпуск спектакля. Из самых сложных в подготовке спектаклей могу назвать «Гамлета». Когда постановку «отпускаешь в плавание», то работать нам легче. Главное, концентрироваться на ходе спектакля, чтобы не пропустить важные реплики.
- У вас есть профессиональная мечта?
- Поработать с хорошим оборудованием, как, например, в столичных шоу-программах с интеллектуальным оборудованием, где большая скорость движения и большие рабочие возможности.
- Как вы стали художником по свету?
- В детстве занималась рисованием. Это дело не продолжила, но творческая жилка все равно осталась. В театр привела любовь к музыке, любовь к искусству. Пришла в профессию, когда мне еще не исполнилось 18 лет. С тех пор работаю в театре.
- Этой профессии в Сыктывкаре не учат?
- Нет, в Сыктывкаре не учат. Я обучалась на месте. Мой наставник - Нина Степановна Волик постигала азы профессии у хороших специалистов: ездила в Москву, стажировалась. Она очень серьезно подходила к делу обучения. Благодаря ей мы профессионально выросли и состоялись, как художники по свету.