Как оценивать функциональную грамотность учителя

Под понятием "функциональная грамотность" подразумевают то, как учитель пользуется в практической деятельности собственными знаниями. В общих чертах – это самообразование и саморазвитие педагога, при которых он ищет новую информацию, проверяет её на достоверность и изучает незнакомые сферы. Это является не просто комплексом проблем, требующих разрешения, это целая конструкция в направлениях обучения. Для обучения школьников гибкости, мобильности и коммуникабельности учителю самому необходимо обладать этими умениями. Он не только человек, передающий информативные знания детям, он личность, которая не боится осваивать новое.

 

 

 

Критерии функциональной грамотности

 

 

Существуют компетенции, в соответствии с которыми учитель может научить школьников:

 

 


  • читательской грамотности – извлекать нужную информацию из письменных текстов, анализировать содержание тестов и давать им оценку;

  • математической грамотности – формулировать математические ситуации, применять математические понятия и инструменты, делать анализ результатов математических решений;

  • естественной научной грамотности – формировать и использовать модели и представления, использовать научную точку зрения для изучения различных вопросов;

  • финансовой грамотности – овладеть финансовыми терминами и понятиями;

  • креативному мышлению – уточнить и совершенствовать идеи, отбирать креативные замыслы;

  • глобальных компетенций – критическое рассмотрение глобальных вопросов, уважительное и эффективное взаимодействие с собеседниками.



  •  
  •  

 

 

Повышение уровня функциональной грамотности

 

 

Чтобы функциональная грамотность учителя повышалась до требуемого уровня, можно воспользоваться такими способами:

 

 


  • критическим мышлением – если факты не подтверждены официально, следует сомневаться в их достоверности, необходимо проверять её правдивость, кем она транслируется и для чего это делается;

  • развитием коммуникативных способностей – требуется выделение основной мысли сообщений, построение текстов, используя разные точки зрения (свои и слушателей), обсуждение текстов с коллегами и учениками;

  • участием в обсуждениях – рассматривать конкретные проблемы всесторонне, выслушивать противоположные стороны и предлагать свои доказательства, не избегать форумы и семинары;

  • расширением круга интересов – осваивать разные сферы (искусство, живопись, экология, наука и техника), больше читать и знакомиться с выводами экспертов;

  • организацией познаний – изучить целеполагание, составлять планы дней, месяцев и лет, решать повседневные задачи нестандартными методами, делать анализ информации и заканчивать выводами.



  •  
  •  

 

 

Определять направления, ведущие к саморазвитию, учителя смогут осуществить с помощью тестов, помогающих при определении своего уровня функциональной грамотности. Для того чтобы оценить педагогическую компетенцию, используют программу развития учителей «Я учитель». Эта программа предлагает тестирование и набор заданий, чтобы проверить себя. В заключении педагоги смогут познакомиться рекомендациями экспертов.

 

 

Освоив функциональную грамотность, педагоги будут готовы к использованию запаса информационных данных, которыми они обладают в практических действиях и при решении сложных задач обучения школьников. Этот процесс включает реальную грамотность, как учителей, так и учеников, их знания об окружающем мире, дают возможность для независимости мышления и построения логической цепочки о происходящем вокруг них. Функциональная грамотность – знания, благодаря которым люди чувствуют себя увереннее в сложном современном мире.

 

Популярное