На суде по «делу Гайзера» экс-глава Коми давал советы по развитию республики
А также он интересовался, как идут дела в родной Инте
11 апреля на суде по делу экс-главы Коми Вячеслава Гайзера допросили еще двоих свидетелей. Их мнения по поводу того, пошла ли «Зеленецкой» на пользу приватизация, разделились. А сам Гайзер вместо показаний давал советы по развитию предприятий республики. За ходом заседания наблюдали наши коллеги из Комсомольской правды в Коми.
Вчера, 11 апреля, в Замоскворецком суде состоялись очередные слушания по уголовному делу бывшего главы Коми Вячеслава Гайзера и его предполагаемых сообщников. На нем допросили двоих важных свидетелей.
Первой давать показания вызвали Валентину Михайлову, бухгалтера птицефабрики «Зеленецкой». Свидетеля попросили рассказать, как происходила приватизация предприятия и что она о ней думает.
- Для меня это было непонятно: предприятие было прибыльным, ренатбельность была 25%, - отметила Михайлова. Она также отметила, что «Зеленецкая» и так отчисляла в бюджет почти треть чистой прибыли.
По словам свидетельницы, работники фабрики не поддержали инициативу с приватизацией - в первую очередь, потому, что не понимали, в чьей собственности окажутся акции предприятия. Чтобы не допустить передачи «Зеленецкой» в частные руки, ее даже хотели искусственно загнать в долги. Впрочем, это не удалось.
Далее Михайлова рассказала, как менялись собственники предприятия. Когда фабрика принадлежала ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов», ему перечисляли в качестве дивидендов почти 37 миллионов рублей. Руководил фондом в то время Константин Мальцев, а его заместителем был Игорь Кудинов, который чисто формально занимал должность советника генерального директора «Зеленецкой».
Позже фабрика перешла «Агрохолдингу». Туда перевели дивидендов на 340 миллионов рублей. Когда Михайлова увидела документы о передаче акций «Метлизингу», она решила расспросить об этой компании некого юриста. Тот ответил свидетельнице, что «Метлизинг» учредили «Агрохолдинг» и какая-то кипрская компания. «Метлизинг» получил дивидендами 1,45 миллиарда рублей. После этого на фабрике начались проблемы с поставками кормов, однако ни сокращений персонала, ни задержек зарплат не было. Последнее, впрочем, по мнению свидетельницы, - на 100% было заслугой толкового руководства, а не собственников.
Адвокат Чернова Карен Гиголян спросил Михайлову, не могли ли дивиденды выплачиваться в обход закона. Свидетель ответила, что ей просто приносили решения совета директоров, а она просто перечисляла деньги.
Сам Чернов поинтересовался, были ли у фабрики проблемы с налоговой. Михайлова ответила, что были вопросы из-за 140 миллионов, которые предприятие выдало в качестве займа. В налоговой подозревали, что имела место попытка скрыть выплату дивидендов, но доказать это так и не смогли.
Гайзер спросил, какую долю прибыли фабрики составляли дивиденды. Михайлова ответила, что около 60%.
- Свинокомлекс - успешный проект? - задал вопрос Гайзер.
- Успешный, - подтвердила Михайлова.
Далее адвокат Гайзера Вячеслав Леонтьев спросил, выражали ли работники «Зеленецкой» недовольство по поводу «чехарды» собственников. Михайлова ответила, что сотрудники фабрики не знали о передаче акций. Затем последовало еще несколько не слишком содержательных вопросов, ответив на которые, свидетель покинула зал заседаний.
После Михайловой перед судьей предстал бывший министр сельского хозяйства Коми, член Общественной палаты республики Сергей Чечеткин. Давать свои показания он начал с заявления о том, что приватизация фабрики проводилась согласно плану. В то время акционировали почти все госпредприятия страны, хотя в ряде случаев нужды в этом не было.
- С моей точки зрения, акционировать ее необходимости не было, - поделился мнением Чечеткин.
Как объяснил свидетель, в том, что акции останутся в республиканской собственности, его заверил тогдашний глава Коми Владимир Торлопов. Это, впрочем, оказалось неправдой.
О самой птицефабрике Чечеткин отзывался очень позитивно. По его словам, когда он был министром, модернизации на предприятии проводились практически ежегодно.
Гайзер, как заверил Чечеткин, не давил по поводу приватизации. После акционирования, по мнению свидетеля, ситуация на предприятии улучшалась, жалоб не было.
Далее суд объявил перерыв. Чечеткин решил воспользоваться этим обстоятельством, чтобы пообщаться с подсудимыми в неформальной обстановке.
- Зачем вы закрываете производство яйца в Инте? Что с шахтой? - как коренной интинец интересовался Гайзер.
Бывший аграрный министр со знанием дела отвечал, а обвиняемые давали советы по развитию производств.
Когда заседание возобновилось, Гайзер в первую очередь спросил у бывшего коллеги, говорил ли ему кто-то из бизнесменов, желавших работать в республике, что глава или его зам вымогают у них что-то или ставят условия. Чечеткин заверил, что такого никогда не было.
Марущак спросил свидетеля, мог ли, по его мнению, начальник Управления информации уволить бывшего премьер-министра Коми Владимира Тукмакова.
- Формально он вам не подчинялся, а неформально - я не знаю, - ответил свидетель.
После этого в зале суда озвучили некоторые материалы дела, и на этом заседание завершилось. Следующие слушания назначили на понедельник, 16 апреля.
Подпишитесь на PG11.ru в «Яндекс.Новостях» или «Яндекс.Дзен»
Все новости про Гайзера ищите здесь