Лидер дорожных профсоюзов Коми рассказал, почему «гоняют» водители автобусов
Иван Урсу рассказал, почему дальше будет только хуже
В Сыктывкаре с конца декабря обострились проблемы в сфере автоперевозок. Из-за этого в начале января пассажиры часами ждали своих рейсов. Затем появились жалобы на то, что водители «гоняют» и конфликтуют между собой. Последняя порция недовольства была, когда с линии сошла треть городских автобусов и люди вновь часами ждали общественный транспорт. Председатель Коми республиканской организации профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Иван Урсу рассказал порталу PG11.ru как сложилась такая ситуация и почему дальше будет только хуже.
- Почему у нас в Сыктывкаре водители «гоняют» и конфликтуют между собой?
- Водителям, да и кондукторам сегодня работать без нарушений — просто нереально. Сейчас все перевозчики-работодатели Коми привязывают зарплату водителей к сбору выручки, заставляя их гнаться за доходами, практически поощряя нарушения ПДД, что противоречит 20-ой статье 196-ФЗ. В городе основная протяженность маршрутной сети дублируется одновременно несколькими автобусными маршрутами, поэтому водители стараются опередить конкурентов, быть первыми на остановке любой ценой. Задача простая — забрать как можно больше пассажиров, больше денег заработать на жизнь, поэтому и обгоняют друг друга, превращая обслуживание в хаос и кошмар для пассажиров. Этот хаос, который сегодня происходит в среде перевозок, результат бездарного руководства «Комиавтотранса» в 90-х годах. Именно они развалили всю систему пассажирского транспорта в Коми (в каждом городе и районе до 2003 года были ПАТП), а те колоссальные возможности, которые имелись тогда, стерли в порошок. Сейчас проблема автоперевозок в Сыктывкаре достигает своего пика. А ведь так было не всегда. С 2005 по 2009 год мы с гендиректором «Комиавтотранс» практически нормализовали работу пассажирского транспорта в Сыктывкаре. Приобретались огромное количество автобусов. Обновлялся общественный транспорт, который ездил за пределы Коми. В 2008-2009 годы приятно было смотреть, на чем возят пассажиров из республики. Однако затем пришли бездарные руководители, которые в 2015 году снова привели государственный сегмент в лице ООО «Альфа-Транс» к очередному банкротству. На мой взгляд, к фиктивному банкротству.
- Увеличилось ли количество жалоб от водителей?- В Сыктывкаре около 450 водителей и 350 автобусов. От многих из них поступали и поступают жалобы. Кто-то говорит, что большую выручку просят сдать в кассу, кто-то рассказывает про ужасные условия работы, кто-то жалуется на притеснения. Есть, конечно, водители-любимчики, которые никогда не пожалуются, потому что по «блату и сговору» работают на хороших маршрутах и имеют возможность зарабатывать до 100 тысяч рублей в месяц. Воровство процветает со страшной силой. Вам лучше этого не знать. А в правительстве мне говорят, Иван Семенович, не мешайте наводить порядок. Только я думаю, какой порядок они имеют в виду?
- Как вы относитесь к тому, что в Сыктывкаре теперь один автоперевозчик?
- Я согласен, что аккумулирование всех перевозок в одних руках — это не есть плохо, потому что должен быть один хозяин. Здесь я поддерживаю Главу Коми в том, что следует установить государственный контроль, но способ достижения этого оставляет множество вопросов. В конце декабря — начале января был проведен аукцион по отбору кандидатов на осуществление перевозок в столице Коми. Но наши чиновники бездари. По-другому их назвать нельзя. Ведь проводился аукцион, а не конкурс по отбору перевозчика, имеющего на производстве хорошую базу, специалистов, штат работников и так далее. И что получили? «Шарашкину контору» с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. Она и выиграла все перевозки в городе. Вообще, чиновники наносят колоссальный вред государственному строю своими безалаберностью и коррупционностью. Мы видим по пенсионным начислениям, что они падают, водители, кондукторы, механики обречены на нищенскую старость. Сегодня они радуются зарплате в конвертах и чёрному налу. А завтра, выходя на пенсию, они получат дырку от бублика, так как взносы в пенсионном фонде работодатель перечисляет исходя из официальной зарплаты, которая составляет 8-10 тысяч рублей, а не из 45 – 60 тысяч, согласно отраслевым тарифным соглашениям!
- В каком финансовом состоянии находится сфера пассажирских перевозок в Сыктывкаре?
- На протяжении последнего года официальная доходная часть от пассажирских перевозок падает катастрофически. Хотя число пассажиров не упало. Наоборот, по нашим подсчетам, количество людей, пользующихся общественным транспортом, растет. А казна (бюджеты и внебюджетные фонды) получают многократно меньше. Сейчас в пассажирских перевозках в Сыктывкаре крутится около 2 миллиардов рублей. Если консолидировать эти доходы в одни руки, то их хватит, чтобы жить безубыточно и обновить подвижной состав. Но дельцы утверждают, что на рынке пассажирских перевозок в столице Коми крутится не более 470 миллионов рублей. Это ложь. К примеру, в 2013 году при 17 рублевом тарифе ООО «Альфа-Транс», которое выполняло всего лишь 40% пассажирских перевозок в Сыктывкаре, собрало около 780 миллионов рублей. В 2014 году при проезде уже в 20 рублей за этот же объем работы собрали только порядка 650 миллионов рублей. Хотя должны были собрать более 900 миллионов, тариф ведь увеличился на 17%. Таким образом, мы видим, что доходы разворовываются.
- В курсе ли вы о том, что автобусы «Гермеса» будут продавать в другие регионы?
- Это хозяйствующий вопрос собственника этой техники и конфликт двух сторон. Даже сыр в мышеловке бесплатным не бывает. Если какой-то делец пассажирских перевозок думает, что он за счет других перевозчиков может «въехать в рай», то он ошибается, потому что за все нужно платить. Из-за того, что «Гермес» отозвал свои автобусы, сегодня и вчера (3 марта - ред.) на линии вышли много частных «автобусов» с «водителями», которые не прошли ни медицинский контроль, ни технический осмотр этой техники… Им дали расписание в руки и они быстренько выехали на линии «рубить капусту», лишь бы закрыть «дыры» на маршрутах. А то, что они подвергают опасности людей, никого не волнует. Я уже не говорю о том, что собранные доходы от них ушли в черную дыру и так далее.
- Что сделать для того, чтобы проблему решить?
- Пригласить профессионалов во главу лидера-автоперевозчика на рынке. То есть не учителя физкультуры, а профессионала в полном смысле этого слова. Во главе должны быть люди, способные сформировать финансовую корзину. Финансы — это самое важное. Как я говорил, на этом рынке в Сыктывкаре и его окрестностях крутится 2 миллиарда рублей. Если их собрать в одни руки, можно организовать безопасные, комфортные ритмичные для пассажиров перевозки и обновить подвижной состав! Чтобы чиновники города взялись за решение этой проблемы, они должны увидеть этот коллапс. Но чтобы увидеть его, надо пользоваться этим видом транспорта как население, а не смотреть из окон кабинета и персонального служебного джипа стоимостью 5-10 миллионов рублей с тонированными окнами! Убежден, что у нас есть структуры правоохранительные и надзорные, которые взяли этот вопрос на контроль. Не хотелось бы подвести Главу Коми, но мне кажется, что подчинённые вводят его в заблуждение по поводу настоящего содержания и состояния текущих дел.
- Что вы думаете по поводу появления электронных билетов и «уничтожения» кондукторского состава?
- На самом деле, это будет дороже, чем содержать кондукторов. Вот попомните мои слова. Внедрения и обустройство этой системы влетит в «копеечку». Она будет стоить примерно 15% от суммы сборов всех доходов этого сегмента. Между тем, кондукторы «стоят» примерно 7-8% от денежной выручки. Вместе с тем, мы лишим огромное количество женщин нашего города возможности трудиться, потому что не можем организовать нормальный сбор выручки?... Что за бред? Извините за резкость.
Какие нарушения в работе автобусов вы замечали? Расскажите в комментариях
Читайте также: Администрация Сыктывкара рассказала, выявлены ли нарушения в работе автобусов