Сыктывкарский психолог рассказала, что делать с детскими травмами и депрессией

Сыктывкарский психолог рассказала, что делать с детскими травмами и депрессиейИз архива Надежды Ясинской / Сыктывкарский психолог рассказал о детских травмах и надвигающейся депрессии

22 ноября в России отметили День психолога. Портал PG11.ru пообщался с психологом Надеждой Ясинской и узнал, как детские травмы проявляются у взрослых и что делать, если у вашего близкого начинается депрессия.


Как давно вы работаете психологом? Как решили выбрать такую профессию?

- Психологом я работаю с 1994-го, в этом году будет целых 25 лет, как я в этой профессии. Специально не выбирала, это она позвала меня к себе, и всё получилось как бы случайно. По первому образованию я учитель русского языка и литературы. Окончила КГПИ в 1991 году и три года, до первого декретного отпуска, работала в школе № 37 в Эжве. Сейчас это Лицей №1.

- В 1994 году, когда закончился мой декретнй отпуск, я случайно в автобусе встретила бывшую одногруппницу по КГПИ и узнала, что есть вакантное место в МВД на должность психолога с переобучением от организации. Она рассказала, что подала туда резюме. Ну, я подумала: «Почему бы и нет?» и сделела то же самое.

- Как потом оказалось, я прошла конкурс на эту должность, будучи одной из 17 претенденток. Как сказал мне потом мой будущий руководитель: «Вы понравились нам не нытьем о плохой предыдущей работе, о маленькой зарплате и проблемах, а тем, что уверенно сообщили: "Мне понравится работать в вашем коллективе, и я смогу принести пользу делу!"».

- Так я 4 года проработала в Центре психофизиологической диагностики МВД на улице Домны Каликовой, специализировалась на профессиональном отборе в органы, а потом 15,5 лет служила в исправительной колонии строгого режима № 25 в поселке Верхний Чов.

Что вы ощущаете, когда помогаете людям? Это уже перешло в автоматическую работу или проникаетесь каждым случаем?

- Когда я работаю с людьми как психолог, то я ощущаю холодный профессионализм хирурга. Ведь нужно сначала понять и продиагностировать, где у человека «болит», потом грамотно подобрать инструменты практической психологии, затем заручиться согласием человека и его пониманием проблемы, а потом провести коррекцию, залечить душевные раны и травмы.

- Я не ставлю между собой и человеком некий барьер, но нас учили так: если ты начала жалеть и тебя охватывает желание помочь и спасити, то ничего хорошего из этого не получится. Поэтому первым делом я человека спрашиваю так: «Чем именно я могу быть вам полезной?» Именно  «полезной», а не «чем я могу вам помочь?».

Не выгораете и не устаете ли от такой работы?

- И выгораю, и устаю. Люди обычно приносят ко мне груз своей души, накопленный годами и десятилетиями. Нужно знать, как с этим управиться для пользы человека, и не принять этот груз на свои плечи. В этом мне помогают профессиональные навыки по профилактике профессионального выгорания.

Хватает ли времени на хобби и увлечения?

- Хобби и увлечения - это способы снятия усталости и профессионального выгорания. Я отдыхаю, когда шью сама постельное белье для всей семьи и родственников. Очень люблю читать, просто художественные книги. Еще я плету мандалы - это занятие очень меня реставрирует.

Были ли в вашей практике случаи, когда пациенты вас благодарили после сеансов? 

- Было такое. Как-то раз ко мне на прием пришел мужчина. Он рассказал, что попал в совсем небольшое ДТП. Через день после случившегося его «накрыло», как он сам выразился. Появился страх при управлении авто, раздражение, упадок сил и даже слезы. То есть реакция, совершенно не адекватная ситуации, никак не связанная с реальностью. Я задала ему лишь два вопроса: было ли такое состояние у него когда-то раньше? И было ли оно связано с автомобилем? Мужчина подумал с минуту, и с удивлением спросил: «Откуда вы знаете?».

- А потом рассказал, что когда ему было лет 10, попал со своими родителями в ДТП: в бок их машины врезалась другая. Будучи ребёнком, он был именно в таком состоянии, которое описывал на приеме. Взрослым было не до него: отец разбирался оформлением, а мама волновалась за здоровье младшей сестры. Мужчина никому не жаловался, а потом, по его словам, «само прошло».

- Но эмоциональная травма не имеет срока давности в схожих обстоятельствах может срезонировать и проявиться через много лет. С мужчиной мы проработали его детскую травму. Позже признался, что страхи как рукой сняло, стало легче жить и дышать.

Что делать человеку, если у него началась депрессия? И как быть, если заметил депрессивное состояние у близкого человека?

- Луше всего обратиться к специалисту - психологу и прийти на очный прием. Посещать психолога - это как, например, приехать в автосервис, если у вашей машины неполадки.  Кто может управлять машиной, кто понимает опасность неисправности, тот и приезжает на ремонт.

- Исходя из своей практики скажу, что семья - это единой организм, где все связаны. Не нужно уговаривать кого-то, особенно ребенка-подростка или мужа, обратиться к специалисту. Проще взять ситуацию в свои руки и прийти на консультацию самому, если вас что-то беспокоит. Ведь сложившаяся ситуация именно вас беспокоит. С этого и начнутся изменения, если вы захотите. 

Подпишитесь на PG11.ru в «Яндекс.Новостях» или «Яндекс.Дзен»

...

  • 0

Популярное

Последние новости