Оперная певица Оксана Клипка: «Участвовать в фестивале «Сыктывкарса тулыс» - всегда колоссальная ответственность для певца»

Скоро в Сыктывкаре стартует традиционный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» («Сыктывкарская весна»), который пройдет с 25 мая по 3 июня. В преддверии большого с события в театральной жизни республики и страны ведущая солистка Театра оперы и балета Оксана Клипка дала интервью порталу ProGorod11.ru.

Напомним, в этом году фестиваль будет проводиться уже в 25-й раз. Сыктывкарские театралы смогут увидеть как уже знакомые и полюбившиеся спектакли, так и три премьеры: две оперные постановки и один балет. Одну из опер и балетный спектакль в нашем театре ставят впервые, поэтому два спектакля станут абсолютным сюрпризом и для зрителей, и для артистов.

 

- В вашем репертуаре 28 спектаклей. Какие из них самые значимые для вас?

- Это три спектакля. Сказка «12 месяцев», где я играю главную героиню Марушку. Почему он значимый? Потому что первый. Приезжал интересный режиссер и педагог по актерскому мастерству Александр Лебедев из Санкт-Петербурга. С ним мне очень сильно повезло, потому что на тот момент я была еще «зеленой». С этого спектакля у меня и началась творческая карьера. Следующая ступень «Снегурочка» - первая оперная партия и Виолетта Валери из «Травиаты»: одна из сложнейших для сопрано партий по выносливости и по драматургии. Моя героиня меняется на протяжении спектакля, влюбляется в мужчину и открывает в себе новые неведомые ей чувства. Эту партию я учила буквально за месяц до предстоящей премьеры на итальянском - языке оригинала. До последнего дня очень сильно волновалась, боялась что-то забыть во время спектакля, но на премьере собралась и достойно вышла. Эта партия – одна из сложнейших для голоса сопрано. Премьера этого спектакля состоялась в Англии. Волнительно выступать не на своей сцене: ты еще не уверен, что все получится. Но английскому зрителю наша опера понравилась.

В роли Виолетты («Травиата» Верди)

- Сложно ли было овладевать итальянским языком? Сколько сил и времени это потребовало?

- Просмотрела много видеозаписей оперы «Травиата», скачивала аудиофайлы и постоянно слушала. Например, еду в автобусе и повторяю. У меня всегда были с собой ноты. Доходило до того, что просыпалась ночью, хваталась за ноты, которые лежали рядом с подушкой, и повторяла трудные места. Поешь, поешь, поешь на итальянском языке, и вдруг слово вылетает из головы. Вроде никогда его не забывала, а тут забыла. Сразу же открываешь ноты и дальше. Казалось, еще немного, и я психологически сорвусь.

А вы пойдете на фестиваль «Сыктывкарса Тулыс»? Пишите в комментариях!

- Такое волнение – это показатель успеха?

- Это показатель неравнодушия и ответственности в работе. Я честолюбивый человек: если за что-то берусь, то должна быть лучшей. Это нормально в нашей профессии. Мы ведь не за столом сидим, бумажки перебирая. Конечно, мы работаем для того, чтобы быть лучшими, чтобы на нас смотрели и восхищались.

- Что вас связывает с фестивалем «Сыктывкарса тулыс»? Какой из них стал для вас самым значимым?

- В «Сыктывкарса тулыс» входила постепенно. Сначала в моем репертуаре были оперетты, сказки, мюзиклы, заключительные концерты фестиваля. Со «Снегурочки» началась оперная карьера. Мое первое участие в фестивале - партия Мерседес в опере «Кармен». Фестивали «Сыктывкарса тулыс» всегда значимы. Участвовать в них - колоссальная ответственность для певца. Кроме того, на фестиваль приезжают певцы-исполнители из разных стран. Сейчас, например, будут итальянцы с оперой «Дон Паскуале». Они также примут участие в заключительном гала-концерте. Надо им соответствовать.

 В роли Снегурочки в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова ( на фото - справа)

- Правда ли, что перед концертом оперные певицы стараются совсем не говорить, потому что берегут свои связки. А как у вас?

- Все зависит от уровня спектакля. Когда предстоит серьезная партия, например, «Снегурочки» или Виолетты в «Травиате», то стараюсь голос беречь: больше сплю, повторяю нотный материал, смотрю записи любимых женских голосов.

- Существует ли для вас идеал певицы?

- У меня нет конкретного идеала. Допустим, когда учила партию Виолетты, то слушала, как ее исполняет Анна Нетребко. Иногда слушаю певицу Анжелу Георгиу. Если хватает времени на создание образа, я полагаюсь на свои внутренние ощущения. Образ должен вырасти, как ребенок. Бывает, что когда готовишься, копируешь образ с хороших исполнителей, но потом со временем привносишь в него свое видение и понимание.

 В роли Мэджи (мюзикл «Моя жена-лгунья» М. Мэйо, М. Эннекен) 

- Как вы относитесь к режиссерским новациям в оперном театре? Например, к осовремениванию классики?

- Я ко всякому креативу отношусь положительно. Кстати, сейчас мы репетируем оперу «Волшебная флейта» Моцарта с московским режиссером Ларисой Ивановой. Он очень необычен: фантастическая история, удивительные костюмы, новый режиссерский взгляд. Правда, считаю, что не все спектакли должны быть осовременены. Например, «Травиату» и «Снегурочку», на мой взгляд, не стоит переделывать на современный лад. Мне бывает скучно, когда я делаю одно и то же, поэтому, если предлагают что-либо интересное, никогда не отказываюсь от экспериментов. Мы, актеры, выполняем замыслы режиссера. Он всегда видит крупнее и дальше, нежели мы. Мы идем от своей сущности, а режиссер видит в нас персонажей.  Я всегда доверяюсь режиссёру.

- Какое количество времени вы ежедневно отдаете своей профессии? Я имею в виду занятия вокалом, хореографией, актерским мастерством...

- Каждый день мы учим новые партии, повторяем старый материал. Актёрским мастерством занимаемся, когда работаем над новой постановкой. Например, в «Волшебной флейте» сейчас с нами работает помощник режиссера Николай Панин. Он прекрасно находит нужные образы и помогает нам их воплотить на сцене. Практически все свободное время отдаю профессии, много времени посвящаю своей семье.

 Опера «Снегурочка» Римского-Корсакова

- А бывают дни без вокала?

- Практически не бывают. Только летом. В 2012 году ездили с мужем и сыном в Абхазию. 10 июля на годовщину нашей свадьбы мы пошли в ресторан с живой музыкой на берегу моря. Тогда я захотела сделать «песенный подарок» мужу и подошла к музыкантам. Они посмотрели опасливо: «Вы нам не распугаете клиентов?». Рассмеялась и сказала, что никто еще не жаловался. Стала петь. Гуляющий по набережной народ начал тихонечко подтягиваться к сцене. Все были удивлены уровнем исполнения. Потом зрители попросили исполнить еще песни. Правда, там принято за каждую спетую песню платить музыкантам. Протягиваю деньги, а они: «Мы вам должны заплатить, а не вы нам!». Они приглашали еще приходить и петь.

- Когда вы поняли, что к вам пришел успех?

- Я еще не поняла, пришел ли ко мне успех. Бывает, что подходят поклонники, просят автографы. Притом люди меня не узнают на улице. В жизни я одна, а на сцене абсолютно другая. Главное, чтобы я сама была удовлетворена своим исполнением той или иной партии, а это бывает крайне редко, потому что всегда можно сделать свою работу еще лучше.

- Есть ли  партия, которую вы мечтаете исполнить?

- Моя мечта уже исполнилась. Это Виолетта из оперы «Травиата». Еще в Училище искусств, которое я закончила по классу фортепиано, когда мы изучали «Травиату», я безоговорочно влюбилась в партию Виолетты, в музыку Верди. Я и представить не могла, что когда-то спою ее. Это вершина оперного искусства. Я благодарна Богу и людям, которые в меня поверили. Это Борис Борисович Лагода и Азат Максутов. Думаю, что мысли материальны. Очень хотела спеть партию Виолетты в «Травиате», и мечта спустя годы осуществилась. Так же было и с партией Снегурочки. Все говорили, что я внешне очень подхожу под образ Снегурочки. Спустя время «Снегурочку» поставили на нашей сцене. Я счастливый человек в этом отношении. Правда очень долго к этому шла.

В роли Виолетты («Травиата» Верди)

- Кто направил вас на стезю оперной певицы?

- Петь всегда любила. Тем более я из очень хлебосольной семьи. У нас всегда было много гостей, мы все любили петь. Сестра ходила в музыкальную школу, а потом и я. Поступила в Училище искусств. У нас полгода был курс вокального мастерства. Попала к прекрасному педагогу и человеку Марату Константиновичу Козлову. Он с нами общался не как со студентами, а как с друзьями. Всегда в нас верил. Даже мы так в себя не верили, как верил он в нас. Сейчас его ученики успешно выступают на оперных сценах за границей и в России. Он всегда говорил, что мне надо поступать на отделение вокала. Вышла замуж, родила сына, а потом поступила в Нижегородскую консерваторию на вокальное отделение. В Театр оперы и балета тоже не сразу попала. Здесь я нашла поддержку в лице прекрасной певицы Елены Павловны Лагода. Сейчас тоже хочется помогать молодым начинающим солистам, как мне в свое время помогали.

 

...

  • 0

Популярное

Последние новости