Как по правилам следует объезжать препятствие на дороге: по встречной полосе или обочине
- 9 августа 03:07
- Дмитрий Паскар

Часто на дорогах водители сталкиваются с ситуацией, когда дальнейшее движение по своей полосе становится невозможным. Причины могут быть разными: поломка транспортного средства, крупный предмет на проезжей части или повреждение дорожного покрытия. В таких обстоятельствах перед водителем возникает дилемма: объезжать помеху по встречной полосе или использовать обочину. На протяжении долгого времени трактовка таких маневров оставалась предметом споров, однако Верховный суд недавно поставил точку, дав официальную правовую оценку подобным действиям.
Прежде чем разбираться в допустимости таких маневров, важно четко понять, что согласно Правилам дорожного движения (ПДД) считается препятствием. В пункте 1.2 ПДД указано, что препятствием является неподвижный объект, полностью исключающий движение по своей полосе. К таким объектам могут относиться неисправные автомобили, глубокие ямы, завалы или любые другие неподвижные образования, делающие движение невозможным.
Вместе с тем, не все ситуации подпадают под это определение. Например, автобус, остановившийся для высадки или посадки пассажиров, даже если он создает затруднения для движения, юридически не является препятствием. Такие различия имеют принципиальное значение: от характера объекта и окружающих обстоятельств зависит, будет ли объезд по встречной полосе или обочине расценен как нарушение, и какое наказание последует за это.
В любой нестандартной ситуации на дороге крайне важно сохранять спокойствие, объективно оценивать обстановку и принимать решения, основываясь не только на здравом смысле, но и на требованиях ПДД. Недавнее разъяснение Верховного суда стало важным ориентиром для водителей, помогающим избежать типичных ошибок и неправомерных штрафов в спорных случаях.
Рассмотрим типичный пример: на загородной трассе с двумя полосами (по одной в каждом направлении) автомобиль внезапно выходит из строя и полностью перекрывает свою полосу движения. У водителя, следующего за ним, остаются всего два варианта: либо выехать на "встречку", пересекая при этом сплошную линию разметки, либо попытаться объехать препятствие по обочине.
Ранее единого подхода к подобным ситуациям не существовало, и водители действовали по своему усмотрению. Однако теперь Верховный суд четко разъяснил: если водитель объезжает именно неподвижное препятствие, используя для этого встречную полосу, его действия не подпадают под действие части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Именно эта статья предусматривает суровое наказание – штраф в размере 7500 рублей или лишение водительских прав сроком до полугода. Таким образом, при наличии обоснованной причины такой маневр не будет считаться серьезным нарушением, влекущим столь строгие санкции.
В подобных случаях речь идет уже о применении части 3 статьи 12.15 КоАП РФ, которая касается объезда препятствий в условиях встречного движения. Здесь наказание значительно мягче и ограничивается штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей, что, безусловно, менее существенно, чем лишение прав.
Тем не менее, съезд на обочину также не является безнаказанным. Согласно части 1 той же статьи, за движение по обочине предусмотрено административное взыскание в размере 1500 рублей. Несмотря на кажущуюся безопасность такого объезда, формально это все равно квалифицируется как нарушение.
Возникает логичный вопрос: как же поступить в такой ситуации? Согласно букве ПДД, водитель в идеале должен остановиться и дождаться инспектора ДПС, который организует безопасный объезд или устранение препятствия. Однако в реальных дорожных условиях такой сценарий практически не встречается. Большинство водителей вынуждены принимать решение самостоятельно, ориентируясь на текущую обстановку и оценивая риски.
Экспертное уточнение: Решение Верховного суда, безусловно, привносит столь необходимую ясность в спорные ситуации, связанные с объездом препятствий. Важно понимать, что ключевым моментом является неподвижность объекта и его способность полностью исключать движение по полосе. Это разграничивает понятие "препятствие" от "затруднения движения" (например, медленно движущийся транспорт или остановившийся автобус), за объезд которых по встречной полосе или обочине по-прежнему предусмотрены санкции (в том числе и за объезд по встречной полосе, если нет реальной преграды). Данная позиция Верховного суда направлена на защиту водителей от несправедливых наказаний, когда они вынуждены совершать маневр в экстренной ситуации, но не отсекает ответственность за необоснованные нарушения правил маневрирования. Водителям следует всегда иметь при себе средства фиксации (видеорегистратор) для подтверждения наличия и характера препятствия в случае разногласий с инспектором.
Читайте также:
- 25 лет жарила картошку и не знала, почему она к сковороде прилипает. Рассказали 3 “неправильные” хитрости во время приготовления
- Сбудутся все мечты: Тамара Глоба назвала 3 знака, чьи желания осуществятся до начала сентября
- На 100% чистое мясо, никакой подделки: в Роскачестве назвали лучшие марки колбасы для оливье
- "Они реально страшные": Почему немецкие мужчины не советуют брать в жены местных женщин, а выбирают девушек из России
- «Что такого, это родственники»: к соседке по СВ пришли трое из плацкарта