Progorod logo

Выброшенные миллиарды: 35-летняя история сыктывкарского аэропорта в Соколовке

4 марта 2018Возрастное ограничение0+
Фото администрации Главы Коми

Портал PG11.ru вспомнил историю заброшенного аэропорта

21 февраля Глава Коми Сергей Гапликов заявил, что необходимо восстановить работы по созданию аэропорта в местечке Соколовка. При этом действующую воздушную гавань Сыктывкара ликвидируют для застройки нового жилого района. Портал PG11.ru вспомнил, как много лет власти региона не могут определиться с судьбой амбициозного проекта.

21 февраля в Сыктывдинском районе прошло выездное заседание Правительства Республики Коми. Одной из главных в повестке мероприятия стала тема благоустройства населенных пунктов региона. Во время обсуждений Глава Коми Сергей Гапликов сделал неожиданное заявление. Он предложил возродить идею переноса единственного аэропорта столицы республики из Сыктывкара в местечко Соколовка. Это уже не первый раз, когда руководство региона надеется завершить печально известный проект с 35-летней историей.

Аэропорт в Соколовке начали строить еще в 1982 году. Власти Коми АССР рассчитывали, что он заменит городской аэропорт Сыктывкара, который уже тогда не отвечал основным мерам безопасности. Как и сейчас, в руководстве региона планировали на месте закрытой воздушной гавани создать новые жилые кварталы. Надежды на проект возлагались большие: Соколовка должна была принимать пассажирские и грузовые самолеты от местного до международного значения.

К концу 90-х строительство было завершено примерно на 80%. Тогда-то финансирование и прекратилось. Проект был заморожен до 2004 года, когда его включили в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы». Работы продолжились с невысокой скоростью, так как в год из федерального бюджета приходило от 40 до 60 миллионов рублей. В результате часть объектов удалось сдать в эксплуатацию: пункт управления воздушным движением, взлетно-посадочную полосу.

Поток денег снова иссяк в 2009 году. Проект на тот момент стоил порядка 3 миллиардов рублей. Из-за того, что строительство шло так долго, некоторые объекты уже успели устареть или даже прийти в негодность. И их нужно было ремонтировать. Так как денег из Москвы не поступало, в 2013 году Глава Коми Вячеслав Гайзер предложил передать аэропорт из федеральной собственности в региональную. Он считал, что сможет завершить проект за счет республиканского бюджета и с помощью спонсоров.

В августе 2014 года Гайзер продемонстрировал Соколовку руководителю Росавиации Александру Нерадько. Чиновник оценил хорошо сохранившуюся взлетно-посадочную полосу и общее удовлетворительное состояние объекта. По мнению Нерадько, требовалось не так много бюджетных средств для завершения аэропорта. Было принято компромиссное решение: федеральные объекты оплатит Москва, а региональные, например, здание аэровокзала, достроит сама Республика. По итогу этой встречи Вячеслав Гайзер направил письмо в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, где сообщил о необходимости продолжить работы.

Но уже к концу того же 2014-го стало известно, что на Соколовку снова не дадут денег. Было принято решение строить международный терминал в Сыктывкаре, о котором начали говорить еще в 2012 году. Собственно, сейчас этот проект так и остается приоритетным. Но работы даже не начались по все той же причине – нет финансирования.

Казалось, что неофициально на Соколовке поставили крест. Но в октябре 2015 года, меньше, чем через месяц после своего назначения, и.о. Главы Коми Сергей Гапликов заявил, что проект можно возродить. При этом он заметил, что республика сама хотела забрать объект в региональное имущество, а после решила вернуть его обратно в федеральный центр. Сергей Анатольевич предложил найти помощь в соседних регионах.

- Необходимо убедить наших коллег совместными усилиями реализовать межрегиональный широкомасштабный проект, который будет базироваться в Сыктывкаре в Соколовке, - заявил он.

Но уже в августе 2016 года Сергей Гапликов утратил надежду на спасение аэропорта. Тогда в Коми приехал министр транспорта России Максим Соколов. Вместе с Главой они облетели Соколовку и сделали неутешительные выводы:

- Вы знаете, что несколько лет назад проводилась техническая экспертиза этого аэропортового комплекса. Но, сказать, что сегодня в аэропорту Соколовки за столько лет осталось что-то, кроме взлётной полосы, что можно восстановить - вряд ли возможно. Это по сути дела должно быть новое строительство. И понятно, что с учётом разных обстоятельств за счёт только федерального бюджета реализовать этот проект вряд ли возможно, - заявил Сергей Анатольевич.

Он добавил, что постарается найти инвесторов, но предупредил, что не стоит рассчитывать на возобновление работ в Соколовке в ближайшие годы. По словам Главы, завершение проекта потребует от 4 до 20 миллиардов рублей.

Через 2 месяца, в октябре 2016-го, постпред Республики Коми при Президенте России Григорий Саришвили подтвердил, что новая воздушная гавань в регионе появится очень не скоро.

- За сегодня-завтра Соколовку все равно не построят. Там много чего утеряно, и если придется строить, то придется возводить аэропорт с нуля. В ближайшее время это не осилить, нет бюджета. Но такой аэропорт нужен и без крупного инвестора мы не обойдемся, - объяснил Саришвили.

Власти Коми напомнили, что не забывают о Соколовке в апреле 2017 года. Тогда на должность представителя республики в СЗФО был предложен Константин Сапрыкин. И среди тех обязанностей, что он должен будет выполнять, указывался перенос аэропорта из Сыктывкара в Соколовку. Сам Сапрыкин тогда отметил, что доверяет советским постройкам и поэтому шанс на завершение проекта есть.

Похоже, что эта уверенность передалась и Главе Коми. Сейчас Сергей Гапликов утверждает, что руководство региона занимается вопросом Соколовки. Так же, как и 30, и 20 лет назад, власти планируют ликвидировать действующий аэропорт Сыктывкара и построить на его месте благоустроенный жилой район. Означает ли это отмену проекта международного терминала в столице Коми – пока неизвестно.

После нового заявления Сергея Гапликова портал PG11.ru обратился к Министерству инвестиций, промышленности и транспорта с вопросом, возможно ли воплотить идею Главы. Оказалось, что точно не в ближайшее время:

- В настоящее время нет необходимости переноса действующего аэропорта «Сыктывкар» в другое место, так как его расположение и режим работы соответствуют нормам российского законодательства, - сообщили в Минтранспорта.

Вместе с тем, в Правительстве Коми не исключают возможности рассмотрения этого вопроса в ближайшем будущем.

- На сегодняшний день большинство аэропортовых объектов «Соколовки» подверглось значительному разрушению. Оценить ущерб и необходимый объем средств на его восстановление без привлечения специализированных организаций сложно. По предварительным оценкам на восстановление аэропортовой структуры необходимо около 5 миллиардов рублей.

Очевидно, что для реализации данного проекта необходимо привлечение крупных инвесторов. Кроме того, Правительство Республики Коми планирует включить проект в перечень мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 100-летия образования Республики Коми, финансируемых за счет средств федерального бюджета, - ответил министр инвестиций, промышленности и транспорта Коми Николай Герасимов.

Между тем, Соколовка уже много лет пользуется популярностью у местных диггеров и сталкеров. А в 2012 году здесь даже организовали «Парк ужасов». Любителей острых ощущений отправляли на прогулку по заброшенным помещениям в темноте. Но и этот бизнес здесь не продержался – новых экскурсий не проводят уже несколько лет.

Читайте также: Глава Коми Сергей Гапликов предложил ликвидировать аэропорт в Сыктывкаре

Перейти на полную версию страницы