Что делать, если встал под "стрелку", а нужно прямо: тонкости ПДД - ГАИ дала четкий ответ
- 24 октября 03:07
- Дмитрий Паскар

Дополнительная секция светофора должна упрощать жизнь водителям, но на практике именно она становится причиной конфликтов и споров на перекрестке. Ситуация, когда один автомобиль стоит на полосе со стрелкой при зеленом сигнале, а другим в это время нужно повернуть, знакома многим. Давайте разберемся, когда такое поведение — законное право, а когда — нарушение ПДД.
Главное правило: Стрелка — не главный сигнал
Запомните: дополнительная секция всегда подчинена основному сигналу светофора. Если стрелка не горит или светится красным, движение в указанном направлении запрещено, даже если основной сигнал зеленый. Выезд на перекресток в этом случае равносилен проезду на красный свет.
Когда можно стоять на стрелке и никуда не ехать?
Ключ к ответу — в дорожной разметке и знаках. Если вы заняли полосу, над которой висит стрелка, но вам нужно ехать прямо, ваши действия будут законны в одном случае:
Когда с этой полосы разрешено движение в нескольких направлениях.
Например, вы находитесь в правом ряду, и знак 5.15.1 «Направления движения по полосам» разрешает с него как поворот направо, так и движение прямо. В этой ситуации вы имеете полное право дожидаться основного зеленого сигнала, даже если стрелка направо уже зажглась. Возмущение водителей позади вас в этом случае беспочвенно — вы действуете по правилам.
Когда стоять на стрелке — нарушение?
Теперь обратная ситуация. Если знак или разметка предписывают, что с вашей полосы разрешен только поворот в направлении стрелки, то вы обязаны выполнить маневр при зеленом сигнале секции.
Пример: Вы в крайней правой полосе, с которой можно только направо. Вам же нужно прямо. Вы включаете правый поворотник, но при включении стрелки не двигаетесь, блокируя поток.
Последствие: Это квалифицируется как нарушение правил позиционирования на проезжей части и грозит штрафом по ст. 12.16 КоАП РФ — 500 рублей.
Почему правила такие неудобные?
Такое разделение — не прихоть законодателей, а вынужденная мера для организации сложных перекрестков. Часто именно такая схема движения (когда одна полоса обслуживает два направления) позволяет избежать заторов на подъездах к перекрестку, давая водителям, которым нужно прямо, занять правый ряд, не создавая при этом пробку для тех, кто поворачивает направо.
Краткая шпаргалка для водителя
-
Подъезжая к перекрестку, сразу смотрите на знаки над полосами. Они определяют вашу стратегию.
-
Если с вашей полосы можно только туда, куда указывает стрелка, — двигайтесь по сигналу стрелки. Стоять — нарушать.
-
Если с вашей полосы можно и прямо, и в направлении стрелки, — вы имеете право ждать своего основного зеленого сигнала.
-
Негативная реакция других водителей — не показатель вашей неправоты. Руководствуйтесь ПДД, а не эмоциями.
Вывод: Светофор с дополнительной секцией требует от водителя повышенного внимания не к сигналам, а к знакам и разметке, определяющим режим движения по полосам. Знание этих тонкостей избавит вас от штрафов и конфликтов с другими участниками движения, пишет Автовыбор.