Наверх

Ребенок говорит плохо: как исправить дефекты речи, рассказала сыктывкарский логопед

Возрастное ограничение: 0+
Из архива Анны Гарновой / Сыктывкарский логопед рассказала, как править речь
Анна Гарнова объяснила особенности картавых и шепелявых людей

Сыктывкарский логопед Анна Гарнова уже восемь лет помогает детям говорить красиво и правильно. 14 ноября она отмечает свой профессиональный международный праздник. Портал PG11.ru узнал, с какими нарушениями речи работают логопеды и как они это исправляют.

Почему вы выбрали профессию логопеда?

- Выбрала её, потому что первое образование медицинское, а логопедия смежная наука и мне она была интересна. Это очень благодарная профессия. Я вижу результат у своих детей и для меня это высшая награда и похвала.

С кем обычно вам приходится работать?

- Я работаю с детьми, но практика с людьми, которые перенесли инсульт, тоже была.

Какие нарушения речи сейчас самые распространённые у детей и у взрослых?

- У нас очень много неговорящих детей – моторных алаликов. То есть они понимают обращённую речь, но произнести не могут. Много и дислаликов, у которых нарушено звукопроизношение. У взрослых с постинсультным состоянием бывает афазия – это утрата речевых функций.

Какой звук чаще всего нарушен у людей?

- Это, наверное, стандарт – звук «Р».

Есть ли разница между речевым развитием мужского и женского пола?

- Конечно, есть. Всё равно в физическом и интеллектуальном плане девочки идут вперёд. Большинство деток центра, где я работаю – это мальчики.

Есть какие-то нормы развития речи?

- Да, первый этап речевого онтогенеза (индивидуальное развитие организма — прим. ред.) – проходит до года. В три месяца – наступает «комплекс оживления», в этот же период появляется гуление – «агу», «кгх». К шести месяцам приходит лепет – «ма-ма», «па-па» и так далее. От шести до восьми месяцев – лепетное слово. К году дети должны говорить от восьми до тридцати слов. Среднее количество слов к году – десять. Понимание обращённой речи тоже должно быть. Фразу из двух простых слов ребёнок может сказать. В два года идёт развитие фразовой речи - от трёх до шести слов в предложении, активный словарь – двести-триста слов. В три года должно быть развитие связной речи: от 1500 до 3500 слов. В пять лет считается, что все звуки речи должны быть у ребёнка.

Возможно ли исправить картавость и как? Откуда она появляется?

- Да, возможно. Возможно исправить все речевые нарушения в любом возрасте, если есть мотивация. Есть специальные методики, правила постановки звука. А причины могут быть разные: неправильная окружающая речевая среда, если ребёнок с детства слышит неправильное произношение, более сложные речевые нарушения.

Можно ли исправить заикание? Почему оно появляется?

- Тоже можно, вопрос времени и мотивации. А причины разные: если есть органические поражения головного мозга, то это лечится во взаимодействии с врачами. Есть ещё психотравмирующий фактор, то есть стрессовый, он легче поддаётся коррекции.

Почему многие люди, которые заикаются, часто поют без заикания?

- Потому что они растягивают слова, давая нервной системе время, чтобы уловить звук.

Почему люди шепелявят? Возможно ли это исправить?

- Причины всегда кроются либо в патологии нервной системы, либо в окружающей речевой среде. Артикуляционный аппарат снабжается нервной системой и в зависимости от того, какая иннервация идёт к мышцам артикуляционного аппарата, так мы и говорим. Если слабый язык, то он находится между зубами при произнесении некоторых звуков. Вот вам и шепелявость. Всё можно исправить.

До какого возраста у детей можно исправить речевые нарушения?

- В три года приходят свистящие звуки, в четыре года – шипящие, в пять лет – сонорные звуки. Если уже замечаем, что что-то не так, то начинаем работать. Ведь если не поставить звуки до школы, то будут проблемы в чтении и письме.

Как себя вести родителям, если они заметили, что ребёнок не разговаривает или разговаривает плохо? Куда обратиться?

- Идти к логопеду — тут ответ один. Если родители не начнут вовремя устранять ту причину, которая вызвала нарушение речи, то в дальнейшем это всё усугубится. Задержка речи всегда провоцирует задержку психического развития. Ребёнок будет находиться в ситуации неуспеха. В нашем центре функционирует логопедическая служба. Мы проводим консультации, тщательно разбираем истории болезней, расписываем план дальнейшей работы.

Как предупредить нарушения речи?

- Я думаю, что лучше обращаться к логопеду каждый год, начиная с года и до пяти лет. Следить за тем, как идёт развитие. Разговаривать с ребёнком, не искажать собственную речь, говорить чётко, не говорить очень быстро, обязательно повторять что-то несколько раз, чтобы ребёнок уловил. Работать над мелкой моторикой. Надо помнить, что любые дефекты речи возможно исправить, если есть желание. Не отчаиваться, вовремя обращаться к специалистам. Если есть какие-то нарушения, то принять это и работать. Всегда будет результат.

Подпишитесь на PG11.ru в «Яндекс.Новостях» или «Яндекс.Дзен»

Дети Интервью

Следующая новость

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru