Наверх

Реестр акционеров: Порядок его ведения

Возрастное ограничение: 0+
Фото предоставлено рекламодателем
Как привести документацию в порядок

Реестр акционеров является основным документом, подтверждающим факт владения акционерами ценными бумагами АО, и регламентирующим взаимные права и обязанности между участниками общества и самой организацией. Согласно п.2 ст.44 ФЗ «Об акционерных обществах», именно на организацию, производящую эмиссию ценных бумаг возложена обязанность по ведению реестра акционеров.

В том случае, если количество участников общества меньше или равно пятидесяти, организация вправе самостоятельно осуществлять ведение указанного реестра, в иных случаях этот документ передается на обслуживание регистратору.

Кто такой регистратор и его обязанности

Специализированный регистратор, это лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных активов общества. Он является профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляет свою деятельность на основании письменного договора.

Вопрос о назначении регистратора и заключения с ним договора на обслуживание реестра, относится к компетенции Совета директоров АО. Решение принимается простым большинством голосов, если иным документом или уставом организации не предусмотрен определенный процент голосов для принятия указанного решения.

Некоторые нюансы заключения договора с регистратором

Договор с регистратором заключается в письменной форме. В качестве юридического обоснования такого решения, общество обязано предоставить ему выписку из протокола или ее заверенную копию, в которой указано, что именно этот регистратор назначен данной структурой для ведения реестра своих акционеров.

Договорные обязательства с регистратором должны включать в себя общие положения, в которых указаны реквизиты сторон и освещение предмета договора, с конкретным указанием задач, возложенных на него акционерным обществом.

К ним, как правило, относится сбор информации, ее хранение, предоставление выписок из реестра, а также ответы на любые запросы, связанные с ведением этого документа. Дополнительно стороны могут предусмотреть порядок и сроки оплаты услуг регистратора.

Внесение в договор сведений о сроке его действия, законодательством не предусмотрено. Таким образом, стороны могут заключить указанный договор на неопределенный срок. Вне зависимости от того, кто ведет реестр акционеров, само общество или регистратор, организация должна следить за правилами ведения этого документа и руководствоваться в этом соответствующими правилами.

Требования к правильности ведения реестра зафиксированы в таких нормативных документах, как «Приказы федеральной службы по финансовым рынкам». Так, например, в одном из них, от 13.08.2009 года, сформулированы положения, которые должны быть обязательно отражены в указанных правилах.

Краткое содержание правил по ведению реестра

Итак, правила ведения реестра ценных бумаг должны в себя включать:

  • перечень, порядок и сроки проведения операций, связанных с этим видом деятельности;

  • перечень документов, являющихся основанием для осуществления операций с данными реестра, а также способы и формы их предоставления;

  • форма, содержание и сроки выдачи справок из реестра;

  • обработка входящей документации, ее регистрация и хранение;

  • сроки предоставления ответов на запросы.

Кроме того, регистратор вправе указать в этих правилах порядок и механизм закрытия лицевых счетов. Также в указанном приказе указано, что АО, осуществляющее ведение реестра акционеров самостоятельно, должно раскрывать эти правила в сети Интернет, используя страницу, на которой общество размещает свою годовую и бухгалтерскую отчетность.

Если организация приняла решение о самостоятельном ведении реестра, она обязана до 15-го февраля каждого года, предоставлять отчетность в финансовую службу по финансовым рынкам. Отчетность предоставляется в произвольной форме, в письменном и электронном виде.

Такой отчет должен включать в себя:

  • общие сведения об организации, подающей отчет;

  • сведения о количестве ценных бумаг и лицевых счетов, на которых производится их учет;

  • сведения о долевом участии государственных и муниципальных структур;

  • сведения о количестве проведенных операций, связанных с перерегистрацией прав собственности на ценные бумаги за определенный отчетный период.

Не предоставление соответствующей отчетности организацией, осуществляющей ведение реестра акционеров, является основанием для ее привлечения к административной ответственности, и предполагает наложение соответствующих штрафов:

  • на физлицо - от 2000 до 3000 рублей;

  • на должностное лицо - от 20000 до 30000 рублей;

  • на юридическое лицо - от 500000 до 700000 рублей.

Стоит помнить, что реестр акционеров является основным документом, который подтверждает корпоративные отношения между участниками общества и самим АО, а ведение реестра является основным моментом деятельности акционерного общества.

Бизнес

Следующая новость

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru