Сыктывкарский художник по войлоку: «Что может быть чудеснее в Год овцы, чем игрушка из ее шерсти»

До Нового Года осталось всего два дня! Последнее интервью уходящего года в рубрике «Сыктывкарский хендмейд» мы посвятили теплым и уютным изделиями из валяной шерсти  хозяйки наступающего года – овцы. Представитель семейного творческого тандема, художник по войлоку Владислав Грасс, рассказал порталу Progorod11.ru, как авторские игрушки из шерсти «ждут» своего хозяина и почему из простого войлочного шарика может «родиться» что-то совсем неожиданное.

- Валяная игрушка – это хороший подарок на Новый Год?

- Это отличный подарок на Новый Год. Что может быть чудеснее в наступающий год овцы, чем получить в подарок игрушку, целиком сделанную из ее шерсти. Такому презенту будут очень рады юные девушки, мамы и бабушки, которые очень любят милые образы. Я не знаю, насколько мужчины расположены получать в подарок «мимимишные» вещи, но ведь можно подарить им не овечек и зайчиков, а например, комичную копию самого себя. К сожалению, мы не работаем в направлении портретной куклы, но в России есть мастера, которые этим занимаются. 

- Как правило, мастера любят работать в одиночку, а у вас с женой Галиной настоящий творческий дуэт. Сложно или легко работать сообща?

- У нас не просто творческий дуэт. Мы – семья, то есть две половинки одного целого. Имея близкие взгляды на творчество, мы вдохновляем друг друга. В нашем союзе я главный фантазер и двигатель идей, а моя жена – золотые руки. Мне интересно придумывать новый проект, а ей замечательно удаётся доводить его до совершенства.

- В какой технике валяния вы работаете?

- Существует мокрое и сухое валяние. Мокрое валяние позволяет делать одежду, сумки. Оно рассчитано на создание плоских, двумерных вещей. Объемные скульптуры получаются сухим валянием с помощью иголки. В своё время мы попытались заниматься и мокрым валянием, но поняли, что для нас это технологически сложный процесс, требующий серьёзного подхода к организации рабочего пространства: кругом вода, мыльный раствор... А для сухого валяния нужен минимум инструментария: диванчик, приятная музыка, иголка, шерсть. Однако «мокрые валяльщики» наоборот говорят, что сухое валяние, не в пример мокрому, сложнее. Здесь уж дело вкуса.

- Сколько времени уходит на создание работ?

- Сложно сказать. Если скульптор хочет сделать простенький куб, то и смастерит его быстро. А если он поставил цель сотворить а-ля роденовскую статую, то ему придется поработать полгода, если не больше. Так же и у нас. Конечно, когда опыта было мало, то любое изделие занимало много времени. Сейчас же лучше оценивать работу не по «времени изготовления», а по ее размерам и сложности. Если говорить конкретно, то, к примеру, недавно нам к юбилею фирмы, занимающейся выпуском слуховых аппаратов, довелось делать его войлочную модель в очень увеличенном виде. Этот интересный заказ занял у нас порядка двух недель.

- Как вы относитесь к модным мастер-классам типа «три часа и вы научитесь делать шикарные вещи»?

- К ним у меня двоякое отношение: с одной стороны нравится, что мастера, тратя свое время, несут толику творческого просвещения в массы. С другой стороны, сомнительно, что за столь короткое время можно научиться основам искусства. Здесь уж лучше выбрать фундаментальный мастер-класс известного мастера на 3-4 дня. За это время можно получить базовый навык и  дома самостоятельно его оттачивать.

- Сколько работ в вашем творческом багаже?

- Что касается авторских работ, на сегодня их более 100. Мы ведем сайт, где выставлены их фотографии:  от самых первых до самых последних. Но два последних предновогодних месяца прошли под знаком настоящего «овечкового бума»: «по просьбам трудящихся» мы смастерили около 130 символов наступающего года.

- Вяжущая носочек овечка, которая стала «лицом» вашего стенда на ярмарке «Жемчужина Севера», уже обрела своего хозяина?

- Ее еще не купили, но интерес к ней повышенный. Вот вчера во ВКонтакте девушка из Омска задавала тот же вопрос. Учитывая, что, например, в Москве или Санкт-Петербурге подобная авторская работа стоила бы на порядок дороже, час нашего с ней расставания недалек. 

Советы мастера: как определить некачественный войлок?
Возьмите изделие в руки и «потрите» его между пальцами. Волокна не должны смещаться, то есть полотно не должно быть рыхлым. Войлок обязательно должен быть плотным. Сожмите изделие пальцами,  почувствуйте плотность увалки. Качественный материал практически не будет проминаться. Поверхность материала должна быть ровной, гладкой, без заломов и рытвин. «Пушистыми» могут быть только изделия, в которых с помощью специальной техники имитируется мех. Некачественное войлочное изделие выглядит неровным, имеет сильно опушенную поверхность, а при нажатии напоминает ватный комок. Рассчитывать на долговечность таких изделий не приходится.

- Как рождается идея, которая затем воплощается в творческом изделии? Как вы определяете цену на то, или иное изделие?

- В среде мастеров-рукоделов вопрос ценообразования полемичен. Я общаюсь с мастерами из других городов. Мне знаком случай, когда одна мастерица изготовила сумку способом мокрого валяния и установила на нее цену 50 тысяч рублей. Она мотивировала это тем, что готова расстаться с этой сумкой, только если найдется человек, которому она нужна больше, чем ей самой. Нас действительно часто спрашивают, почему изделия по размеру, по качеству исполнения одинаковы, а одно строит три тысячи рублей, а другое – шесть? На самом деле, нередко объяснение этому бывает довольно прозаичным. Просто одна вещь была сделана год назад, и ей уже пора освободить место на полке для новых работ, а другая «родилась» два дня назад. Чётких критериев для определения цены авторских работ попросту нет и не может быть. Наверное, изделие, даже очень дорогое, рано или поздно имеет шанс дождаться своего покупателя и это действительно так. Судите сами, в прошлом году мы изготовили большую голову лошади, и, казалось бы, 2014 (год лошади) позади, но на прошедшей выставке ее, неожиданно для нас, купили не раздумывая.  Каждая вещь ждет своего хозяина.

- Бывает, что вы начинаете делать один образ, а потом переделываете его в другой?

- Войлок  – очень пластичный материал. Например, деревянное изделие сложно переделать, если что-то пошло не так: из медведя чебурашка уже не получится. Войлок позволяет трансформировать начальную идею. Однажды, я проводил эксперимент по валянию абстракций: простой шарик навел на мысль, что из него может получиться интересное лицо. Потом были творческие потуги придать лицу  конкретный образ: в голове вертелись и дачница в деревенском  платке, и питерская аристократка ахматовского типа… Затем в форме глаз мелькнуло нечто особенное, и я понял, что это будущая Нефертити, авторская фантазия на тему «эталона женской красоты». Невообразимая цепочка мыслей превратила простой шарик в египетскую королеву. Может быть, скульптура сама диктует, какой ей следует получиться. Недавно читал интервью с известным питерским мастером Татьяной Бараковой, которая специализируется на миниатюрах животных. На вопрос корреспондента «Играете ли Вы со своими игрушками» она ответила, что в процессе работы,  после появления глаз, она обычно начинает разговаривать со своим творением. Я думаю, что в таких «разговорах» с мастером и формируется характер и настроение скульптуры.

- Как давно вы увлекаетесь валянием?

- Пару лет назад в интернете мы случайно увидели работы известных художников по войлоку. Под впечатлением от увиденного стали искать информацию об этом искусстве. Узнали, что вышла в свет книга известного мастера Елены Смирновой. Как раз тогда же случилась поездка в Санкт-Петербург, где мы и книжку купили, и материалы для первых творческих опытов приобрели. Первая работа оказалось удачной – Галина, следуя инструкциям, сделала мультяшного кота. Но уже тогда творческий порыв заставил нас вместо большого сердца, как рекомендовалось в книжке, дать коту в лапы удочку с золотой рыбкой. Очень быстро хобби переросло в реальное творчество. Сейчас мы принципиально не повторяем работы других мастеров, стараемся следовать своему авторскому стилю. А первые игрушки разошлись моментально среди друзей и знакомых: это послужило дополнительным толчком для развития и экспериментов. 

- Вы задумываетесь о дальнейшей судьбе своих, уже купленных кем-то, поделок?

- Мне не нравится называть валяные изделия поделками и игрушками. Сложно назвать поделкой изделие, в которое вкладываешь душу, выбивая иголочкой каждую морщинку. Это скульптура. Она не очень приспособлена, чтобы с ней активно играли, слишком часто вертели в руках, – это чревато тем, что она может потерять гладкость. Это вещь для созерцания и любования, она радует глаз и поднимает настроение. Основное, ради чего мы занимается творчеством, - это ответная реакция. На выставке «Жемчужина Севера» каждый, кто проходил мимо стенда, улыбался при виде наших работ. Этого достаточно, чтобы зарядиться позитивом на все 365 дней до следующей выставки. Ответная реакция очень важна. Безусловно, интересно, как живут скульптуры, отправленные в США, в города России, как живут те, что остались в Сыктывкаре. Но мы точно знаем, что их любят и берегут, потому что люди, чьи сердца откликнулись на тепло наших работ, просто не могут иначе.

Опыт по портретной миниатюре 

...

  • 0

Популярное

Последние новости