Сыктывкарский мастер резьбы по яичной скорлупе: «Чем сложнее работа, тем больше адреналина»

До Нового Года осталось всего 9 дней. Наступает самое ответственное время поиска подарка для самых родных и близких. Дизайнеры советуют обратить внимание на оригинальные презенты. Например, почему бы не подарить маме или другу яйцо, да не простое, а резное, ведь яйцо - символ рождения и жизни. Сыктывкарский мастер художественной резьбы по яичной скорлупе Людмила Клёус рассказала  порталу ProGorod11.ru как из яйца, купленного в магазине, рождается произведение искусства.

- Сувенир, выполненный в технике резьбы по яичной скорлупе, - это хороший подарок на Новый Год?
- Думаю, да. Это, по крайней мере, подарок необычный и со вкусом. Я хотела сделать несколько сувениров специально для коммерсантов: вырезать на яичной скорлупе японские или китайские иероглифы, обозначающие здоровье, удачу или, например, денежный успех. Может быть, такое яйцо действительно принесет своему обладателю счастье, но не надо забывать, что главное условие успеха – вера в то, что все получится.

- Вы мастерите яйца и в стиле вышивки  «Ришелье». Как удается добиться такого филигранного узора?
- Я пользуюсь схемами вышивки. Главная тонкость – перед работой нарисовать на яйце точный, до последнего миллиметра, узор. Если в какой-то части будет сбой, то рисунок смешается и вся работа насмарку. Давно заметила, чем сложнее и тоньше работа, тем больше адреналина от процесса творчества.

- Что самое сложное и самое простое в технике резьбы по яичной скорлупе?
- Резьба по яичной скорлупе - это голая техника. Сделать болванку – это самое простое. Надо ведь ее до ума довести: подточить, чтобы срезы были ровненькие. Обработка – очень кропотливое дело. Очень сильно устают глаза. Кроме того, яичная пыль рассеивается в воздухе: какой респиратор не надевай, она все равно проникает в легкие.

- Какие инструменты в работе используете?
- В конце прошлого года на выставке «Жемчужина Севера» меня наградили премией и вручили диплом экспертов в области декоративно-прикладного искусства за оригинальность жанра. На денежный приз я купила настольную бормашинку.  Мой первый инструмент, гравер, весил почти 600 граммов. Представьте, что такую «бандуру» нужно было держать тремя пальцами строго перпендикулярно. После четырех часов работы мне сложно было выпрямить затекшие пальцы. А вот рукоятка бормашинки очень легкая, рука не устает, поэтому можно работать дольше и эффективнее, а резьбу довести до совершенства.

- Какие яйца вы используете в работе?
- Использую гусиные и куриные яйца. Куриные я покупаю в магазине. Тщательно выбираю их, чтобы не было неровностей на скорлупе. Дома смываю магазинную печать и за работу. А вот с гусиными яйцами испытываю проблемы – они в магазинах не продаются. Эти яйца я покупаю только с личных подворий и беру все, что может предложить хозяин птицы. По разумной цене, естественно… К сожалению, фермеры, которые поставляли мне гусиные яйца, перестали держать птицу из-за ее нерентабельности. Теперь я усиленно навожу справки - кто же в Сыктывкаре и окрестностях держит гусей? Иногда мне звонят или пишут люди, мол, по такому-то адресу гуси гоготали, и я бегом туда!

- Чем нужно покрывать яйцо, чтобы оно «прожило» 100 лет?
- Мне как-то сказали, мол, укрепляй скорлупу, чтобы яйцо прослужило долго. Я подумала, ведь яйцо - символ жизни, а разве жизнь может быть вечной.  Яйцо родилось, отжило свой век и должно уйти, поэтому свои работы я ничем не укрепляю. У меня есть яйца, выполненные в технике декупаж и покрытые лаком: они словно сделаны из пластмассы.  Необработанные яйца хранят фактуру скорлупы и энергетику мастера. Они словно живые.

- Бывает такое, что когда вы работаете, яйцо в самый неожиданный момент дает трещину?
- Когда я только начала, такое бывало. В таких случаях убираю гравер, и даю отдохнуть глазам и рукам. Бывает, что дело не спорится. Например, на яйцо с балериной я потратила три яйца: у нее-то рука отвалится, то голова. Решила отложить ее в сторону и вырезала другую балеринку, которая у меня сразу получилась. Тут внутренний голос подсказал, мол, берись за первую! И та балеринка, которая никак не хотела рождаться – получилась! Иногда как будто кто-то толкает, чтобы я встала и шла вырезать. Сейчас я стараюсь максимально избегать ошибок в работе, не торопиться, потому что считаю непозволительной роскошью работать с браком!

- Где вы черпаете вдохновение для творчества?
- Один из источников вдохновения – рыбалка. Со второго класса я бегала на речку с удочкой. Люблю реку. Ее неспешное движение успокаивает, очищает и уносит весь негатив, которого наше время немало...

- Когда и почему вы стали заниматься резьбой по яичной скорлупе?
- Я увидела в интернете работы, выполненные в этой технике. Три месяца не ела, не спала, все думала, как сотворить такое чудо. Я пыталась с помощью всемирной паутины отыскать описание уникальной техники, но натыкалась лишь на общие фразы. Муж, видя как я буквально чахну на глазах, взял меня за руку – мы пошли в магазин и купили гравер. Тогда на своем первом яйце я вырезала контур бабочки. Оно не лопнуло, не треснуло – все получилось. Кстати, оно до сих пор у меня хранится, став талисманом. Этот успех я расценила, как знак свыше. Потом познакомилась с работами вышивки на яйцах француженки Элизабет Кляйн. Свою технику она держит в секрете, но мы, российские тетеньки, можем добиваться всего сами. Я создала свою технологию вышивки.  В общем, до всего доходила сама методом проб и ошибок.

- Ваши резные работы уходят в коллекции известных людей?
- Одно яйцо находится у Главы Республики Вячеслава Гайзера: мою работу ему вручила нынешний министр культуры Анастасия Прокудина, которая в то время возглавляла Центр культурных инициатив «Югор». Летом, готовясь к выставке «Большие оригиналы» в Витебске, мы не могли исключить визит Президента Беларуси, поэтому в дар Александру Лукашенко было изготовлено и передано резное яйцо с символом Беларуси зубром. И по одному яйцу находятся в музеях Санкт-Петербурга и Витебска.

- Когда вы поняли, что ваши работы пользуются успехом?
- Первые резные опыты порадовали только мужа и детей. Многие отнеслись к ним с большой порцией скепсиса. Год назад я не могла представить, что заполняя заявку на участие в последний день приема, я не только попаду на выставку «Жемчужину Севера», но о моих работах узнают в Санкт-Петербурге, в Белоруссии. Спасибо коллективу Центра культурных инициатив «Югор» и президенту Некоммерческого партнерства «Международная гильдия мастеров» Татьяне Анатольевне Ковша, что открыли меня и показали мои работы широкому кругу! В апреле у меня была персональная выставка в культурной столице России. В глазах ее посетителей я видела столько искреннего восторга и изумления! Это было настолько неожиданно, что я поняла: мои работы интересны и нужны. Тогда же, весной, я была принята в члены Международной гильдии мастеров, а уже в июле в рамках «Славянского базара» я участвовала в выставке «Большие оригиналы», организованной Санкт-Петербургским музеем «Русский Левша» и Витебским областным краеведческим музеем

...

  • 0

Популярное

Последние новости