Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Новогодние каникулы журналиста ProGorod11 на Донбассе: стрельба вместо салютов и сухой закон. Часть I

Новый 2015 год я встретил, находясь на территории новообразованной Луганской республики. 

С самого начала событий на Донбассе я жадно вникал в каждую новость, которая каким-либо образом освещала этот крупнейший конфликт на постсоветском пространстве. По образованию я историк. Поэтому мечтал прикоснуться к этой войне, побывать там и на собственной шкуре ощутить уже произошедшие перемены в стране и мире. Ведь вполне вероятно, что в будущем история этого конфликта будет названа русско-украинской войной, о которой напишут в учебниках и будут создавать серьезные научные работы.

Счастливый случай выпал мне, когда я, буквально за несколько дней, узнал о готовящемся гуманитарном конвое из Коми на Донбасс. Решился ехать я за пять минут, навязавшись сопровождающим поездку журналистом.

Мы выехали 25 декабря, на последней машине гуманитарного конвоя. Жителям ЛНР везли самые необходимые продукты, одежду, медикаменты и, особенно актуальные, новогодние подарки детям. В грузовике нас было четверо.

Водитель Николай (в центре), организатор поездки Юлия Музыка, гуманитарщик Эдуард Валиуллин и я

           

27 декабря, в день приезда, мы попали в многокилометровую пробку на трассе в Ростовской области, вызванной неожиданной метелью и несколькими серьезными ДТП. Водители пытались любыми путями вырваться из снежного капкана и лезли через придорожную канаву к полям. Веселые дальнобойщики переговариваясь по собственному каналу на все лады костеря правительство и губернатора. Однако водители не унывали и беспрестанно юморили: «Вот почему американцы проиграют, если нападут на нас» или «Мужики, я знаю, во всем виноват гад Порошенко!». В итоге, простояв в пробке шесть часов, нам удалось выскользнуть из нее, в основном благодаря огромному водительскому опыту Николая.       

Ночью мы пересекли границу, где нас встречал  Илья Болобан, бывший председатель Молодежного парламента в Коми. Уже под утро мы въехали в Лутугино, городок под Луганском, где мэром недавно стал наш земляк, Егор Русский. В Ухте Егор был известным общественным деятелем и занимался бизнесом. Но все бросил и уехал воевать на Донбасс, в мае прошлого года. Летом он получил звание командира взвода разведки батальона «Заря». А со 2 декабря он управляет всем Лутугинским районом. Помогать Егору восстанавливать город и район, которые теперь находятся под его управлением, приехали несколько наших земляков. Также Егора поддерживают его боевые товарищи, многие из которых начинают жить гражданской жизнью.

Добровольцы из Коми на разгрузке гуманитарноцй помощи: Егор Русский (справа), Илья Болобан (в центре) и Юлия Музыка

                       

Следующие два дня прошли в бешеной суматохе: разгружали гуманитарку и распределяли её по  конкретным адресатам. 30 декабря мы ездили в Первомайск. Через город проходит линия фронта. Там до сих пор идут артиллерийские обстрелы.

                       

Почти каждый дом перенес попадание снаряда.

                      

90 % окон в городе уничтожено взрывными волнами.

               

Разбомблена местная церковь.

                 

Населения осталось 20 тысяч (из довоенных 70 тысяч) и 1500 бойцов. Первомайск в полукольце и с другими городами Новороссии его соединяет одна-единственная дорога.

В городе установлен практически военный коммунизм. Население кормят в 8 бесплатных общественных столовых. Царствует жесткий сухой закон. За пьянку - заключение под стражу и грязная работа. За изнасилование, убийства и мародерство - расстрел.

Мэр Первомайска, местный уроженец, Евгений Ищенко, с позывным «Малыш». Здоровый 48-летний мужик, казак и спортсмен-тяжелоатлет. В городе с ним живет жена, пятилетний сын и совсем маленькая дочка. Евгений рассказал, что весной прошлого года он приехал в родной город с вахты в Воркуте и обнаружил, что здесь началась война. Тогда он собрал отряд земляков и встал на защиту родной земли.

Евгений Ищенко (справа) и сыктывкарец Эдуард Валиуллин (слева)

         

Несмотря на полублокаду города, Ищенко настроен оптимистично: «Они  не смогли захватить Первомайск, когда нас было всего 60 человек в ополчении. Сейчас, когда нас полторы тысячи бойцов, и подавно не смогут».

По словам мэра летом по Первомайску попадало 80-100 снарядов в день. Большинство домов разрушены или непригодны для жилья. Поэтому население Первомайска в основном живет в подвалах.

             

Мы побывали в одном из таких импровизированных бомбоубежищах. В том подвале, где живет семья самого мэра города.

                

В первом помещении подвала мы обнаружили гору угля, которым топили печи. На двери в жилые посещении было написано крупными буквами: «ЗАМИНИРОВАНО». Внутри оказался длинный широкий коридор, у стен которого в ряд были разложены матрасы, а в центре стояла печка-буржуйка.

          

Всего в подвале, разделенном на две жилые комнаты, жили около 40 человек. В основном пожилого возраста.

             

Среди них было пятеро детей в возрасте 5-10 лет, которым мы привезли сладкие новогодние подарки.

        

Пока поздравляли деток, у меня завязался разговор с Алексеем, худым сорокалетним мужчиной в очках с толстой оправой. На мой вопрос «почему не уезжаете в Россию?», он ответил: «А кому мы там нужны? Работы по специальности нет, жилья нет. Я пожил там два месяца и вернулся обратно. Здесь наша Родина. Вот война закончится и мы восстановим все свое хозяйство. Донбасс — это как печень. Даже, если останется всего лишь 3% мы сможем все воссоздать».

Продолжение.

...

Читайте также:

    Популярное

    Последние новости