Муза истории и строгий наставник: сыктывкарский учитель и тренер о работе и призвании
- 24 ноября 08:38
- Андрей Павлов

Благодаря тем, кто окончил профильные заведения и выбрал путь к знаниям, люди развиваются и становятся лучше с каждым днем. Это – неотъемлемая и важная часть жизни человека. Об этом и не только редакция издания “Про Город” получила письмо. В нем родители рассказали, какой идеал учителя является для них примером:
Деревесников Руслан Владимирович — учитель истории и обществознания, совмещающий работу спортивного тренера – педагог особого склада. Он не просто передает знания о прошлом и устройстве общества, но и формирует личность через живое взаимодействие, дисциплину и командный дух.
В классе он умеет превратить хронологические даты и социальные концепции в увлекательные истории, побуждающие школьников задавать вопросы и искать ответы. Его уроки – живой диалог, где каждый голос важен. Руслан Владимирович учит не запоминать факты, а анализировать их, видеть связи между событиями и понимать, как прошлое влияет на современность.
На спортивной площадке он становится наставником, который воспитывает стойкость, уважение к правилам и умение работать в команде. Там нет слабых или сильных – есть коллектив, где каждый вносит вклад в общий результат. Тренер учит преодолевать усталость, принимать поражения и радоваться победам без высокомерия.
Любовь к детям проявляется в его готовности быть рядом в учебной и спортивной жизни. Он замечает скрытые таланты, поддерживает в трудные моменты, находит индивидуальный подход. Для него важно научить и вдохновить: показать, что знания – сила, а дисциплина – путь к свободе и самореализации.
Такой педагог оставляет след в судьбе каждого ученика: он дает информацию, помогает стать человеком, который умеет мыслить, действовать и отвечать за свои поступки.

– Как поняли, что преподавание – ваше призвание? Расскажите, как вы стали педагогом и почему?
– Педагогические задатки у меня наблюдались еще с детства. Тогда я любил собирать младших братьев и сестер, двоюродных и родных, и чему-то их учить. В старшей школе и в университете я не думал о педагогической деятельности: желание делиться с окружающими знаниями куда-то улетучилось, были намерения стать ученым. Однако судьба распорядилась иначе – меня почти случайным образом “занесло” в педагогику 11 лет назад.
По окончании бакалавриата в СГУ по направлению “История” я решил устроиться на работу учителем истории и обществознания в школу №3. После я учился в магистратуре и аспирантуре. Решение возникло спонтанно: перед получением диплома мои одногруппники активизировались и усиленно искали место работы. Чтобы от них не отставать, я стал обзванивать образовательные организации, разместившие вакансии на сайте Управления образования, и устроился на работу в школу, в которой тружусь до сих пор. Ее я рассматривал второстепенной, больше как подработку, поскольку планировал учиться в магистратуре. Но жизнь внесла свои коррективы, и моя деятельность плавно переместилась на 1-й план. На 3-й год работы я поступил в аспирантуру и взял классное руководство, и моя педагогическая жизнь заиграла новыми красками.
– Что больше всего нравится в профессии педагога?
– Как бы это не было банально – общение с детьми. Очень интересно не только учить, но и перенимать у них что-то новое, наблюдать за их взрослением, за тем, как меняется их мировоззрение, быть причастным к этому. Еще одна причина работы конкретно в моей школе – коллеги. Они самые замечательные, мне с ними очень повезло.
– Как думаете, как вас видят в роли педагога – добрым, злым, веселым, строгим?
– Могу только догадываться, каким меня видят дети. Первые годы работы в школе, когда был еще совсем “зеленым”, наверное, был больше добрым и веселым. Помню, как одна девочка подарила мне открытку на день учителя, в которой меня поздравила с праздником и пожелала оставаться “таким же красивым и смешным” (и я призадумался, почему она отметила только эти два сомнительные качества). Сейчас однозначно больше строгости. Три года назад услышал от тогдашних пятиклассников, что я злой (в переводе с их языка – строгий). Выпустившиеся в прошлом учебном году девятиклассники злым не считали, говорили мне об уважении, а это для меня ценнее всего. И о том, что во мне оптимально сочетаются и строгость, и доброта. Видимо, фигура я многогранная и местами противоречивая.
– Есть ли смешные, забавные или трогательные истории и какие?
– Очень много случаев и воспоминаний с классом, который я выпустил в 2021 году. Это моя главная школьная любовь. С ними было все – смех, слезы, огорчения, обиды, яркие и счастливые мгновения, безумное количество внеклассных мероприятий. Не сосчитать, сколько раз мы были в кино, на катке, квестах, музеях, многочисленных конкурсах и других развлечениях. Храню альбом с последнего звонка, в котором дети оставили пожелания и написали очень трогательные и теплые слова. Читая их я понимаю, что все было не зря.
Я часто рассказываю студентам на Методике обучения истории случай на уроке в моем 9 классе в 2020-2021 учебном году. Мы начали изучать правление Александра 1, и в начале урока я предложил проанализировать отрывки из произведений А. С. Пушкина об императоре. В одном из отрывков из “Онегина” были следующие строки: “Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой, над нами царствовал тогда”. Я задал не удачный вопрос: “Кому посвящены эти строки?”, на что получил ответ: “О вас”. Дети, не зная значение некоторых слов, нам понятным, зацепились за фразу: “Над нами царствовал тогда” и сделали свои выводы.
Помню, как однажды, проводя урок в этом же классе, Наталья Викторовна, учитель физики, спросила у ребят, из них самый ответственный, на что получила ответ – Руслан Владимирович.
Три года назад одна из учащихся 5 класса, исправляя оценку по истории, назвала меня случайно “музой истории”, подняв настроение всем окружающим и мне, в том числе. Мой вопрос: “Назовите имя древнегреческой музы истории” она расслышала: “Как меня зовут?” и выпалила: “Деревесников Руслан Владимирович”, что повергло присутствующих в гомерический хохот. В ответ на это, я заявил, что отныне ко мне следует обращаться только как “Ваше сиятельство, муза истории”.
– Хотели ли когда-нибудь сменить профессию?
– Были такие мысли, но это так или иначе связано с педагогикой. Например, в 2020 году я открыл для себя пилонный спорт. Я достаточно быстро прогрессировал и настолько им загорелся, что стал думать о тренерстве и даже о своей студии. В 2022 году начал делать первые шаги в этом деле. С 2024 года тренирую детей, на данный момент совмещаю это с учительством и преподаванием в университете. Люблю одинаково все.
– Есть ли у вас мечта и какая?
– Раньше я очень любил и старался участвовать с детьми в различных конкурсах, особенно во Всероссийской олимпиаде школьников. Поэтому заветной мечтой было дойти до регионального этапа и занять высокое место. В моем классе был такой ученик, мы плодотворно работали в 8-9 классах и стали участниками регионального этапа ВсОШ по истории. К сожалению, не получилось открыть на следующий год, и мой гештальт остался незакрытым. В целом, у меня были большие планы, которым не суждено было сбыться.
На данный момент хочу готовить ребят к олимпиадам (ищу тех, кто любит историю, хотят и могут “пахать”), мечтаю вывести детский пилон на профессиональный уровень в нашем городе, продолжать развиваться как учитель и как тренер, чаще отдыхать и реже болеть.
– Есть ли у ваших детей ритуалы на учебе – зарядки, песни? Какие они?
– Особых ритуалов нет. Правда, мы договорились с детьми, что пятница – “день непослушания”, когда можно прийти не в школьной форме при условии, что в остальные дни ходим в ней.
– Какой класс ведете? За что его любите?
– На данный момент я руковожу 6 классом. К детям отношусь очень хорошо. Они умные, талантливые, разносторонние, живые, творческие, добрые и отзывчивые. Считаю, что мне с ними очень повезло, и наша история еще пишется.