Кирилл Меньшов: технологии и операционная эффективность с генеративным искусственным интеллектом – основа банков будущего
- 10 сентября 17:20
- astakhovaxenia

В Москве стартовал организованный Сбером форум "Искусство трансформации. Путь к операционной эффективности", участие в котором принимают представители бизнеса, заинтересованные в цифровой и AI-трансформации.
Старший вице-президент, руководитель блока "Технологии" Кирилл Меньшов в своем выступлении рассказал о том, что GenAI-трансформацию можно сравнить с цифровой трансформацией, через которую все уже прошли. Скорее всего, она пойдет по тем же лекалам, добавил Кирилл Меньшов. На "цифру" завязаны все операции и процессы банка. Учитывая их объемы и скорости, в офлайне их воспроизвести просто невозможно. Точно так же GenAI становится ядром организации, входит в каждый процесс — и организация уже не в состоянии существовать без GenAI-технологий. Сейчас банк находится на раннем этапе построения этого процесса — в пайплайне множество инициатив, которые постепенно из количества переходят в качество.
Уже скоро процесс разработки ПО кардинально трансформируется. Над ним будут работать смешанные команды из людей и AI-агентов. Вместо кода главными станут бизнес-требования — их можно будет быстро пересобирать в код при необходимости, а человек практически не будет касаться кода, которым займутся мультиагентные системы.
Кирилл Меньшов, старший вице-президент, руководитель блока "Технологии" Сбербанка:
Сейчас мы идем со стороны мультиагентных средств и смешанных команд. AI-агенты выполняют задачи попроще, люди выполняют задачи посложнее и управляют всем этим. Мы опубликовали универсальную white paper о том, как создавать мультиагентные сети, — рекомендую всем, кто хочет построить такие системы у себя в организации, с этим документом ознакомиться.
Сбер идет в агентизацию и автономное выполнение все большего числа операций. Одновременно банк продолжает использовать классическую роботизацию. В 2024 году Сбер провел 3,4 миллионов технологических изменений в IT-ландшафте, по итогам этого года их будет порядка 5 миллионов.
Банк стратегически фокусируется на операционной эффективности, что подтверждается исключительными показателями: ежемесячный объем операций превышает 1,5 миллиардов при уровне автоматизации процессов в 99,4%. Сегодня приоритетными направлениями работы являются агентизация и автономизация процессов. В Операционном центре уже работает свыше 70 интеллектуальных цифровых сотрудников (ИЦС), которые представляют собой мультиагентные AI-системы, способные выполнять операции как совместно с сотрудником, так и полностью автономно. Наряду с автономизацией бизнес-процессов Операционный центр планирует внедрять мультиагентные системы в управление производством. Все это позволяет перейти к новой модели работы, при которой большую часть задач выполняет AI, человек контролирует и стратегирует процесс.