Никому не нужный долгострой: эксперты рассказали, почему аэропорт в Соколовке - пустая трата денег
10 декабря 2020Возрастное ограничение0+
В проект инвестируют 8 миллиардов
В Сыктывкаре продолжается реконструкция аэропорта в Соколовке. Эксперты заявляют, что его строительство - пустая трата денег. Портал PG11.ru узнал о том, действительно ли нам нужен новый аэропорт вдали от города.
Хроника провальной стройки
Аэропорт в Соколовке начали строить в 1982 году. К концу 90-х строительство было завершено примерно на 80%. Тогда-то финансирование и прекратилось. Проект был заморожен до 2004 года, когда его включили в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы». Работы продолжились с невысокой скоростью, так как в год из федерального бюджета приходило от 40 до 60 миллионов рублей. В результате часть объектов удалось сдать в эксплуатацию: пункт управления воздушным движением, взлетно-посадочную полосу.
Поток денег снова иссяк в 2009 году. Проект на тот момент стоил порядка 3 миллиардов рублей. Из-за того, что строительство шло так долго, некоторые объекты уже успели устареть или даже прийти в негодность. И их нужно было ремонтировать. Так как денег из Москвы не поступало, в 2013 году глава Коми Вячеслав Гайзер предложил передать аэропорт из федеральной собственности в региональную. Он считал, что сможет завершить проект за счет республиканского бюджета и с помощью спонсоров.
Бывший глава Коми Сергей Гапликов был одним из главных стороников аэропорта в Соколовке. Существующую воздушную гавань, по плану Сергея Гапликова, следовало ликвидировать, а на ее месте построить жилой квартал современного уровня. В качестве примера удачной реализации подобной инициативы Гапликов привел Ростов-на-Дону, где власти перенесли аэропорт из центра в пригород и выполнили качественное благоустройство освободившейся территории.
Но уже в августе 2016 года Сергей Гапликов утратил надежду на спасение аэропорта. Тогда в Коми приехал министр транспорта России Максим Соколов. Вместе с бывшим главой они облетели Соколовку и сделали неутешительные выводы:
- Вы знаете, что несколько лет назад проводилась техническая экспертиза этого аэропортового комплекса. Но, сказать, что сегодня в аэропорту Соколовки за столько лет осталось что-то, кроме взлётной полосы, что можно восстановить - вряд ли возможно. Это по сути дела должно быть новое строительство. И понятно, что с учётом разных обстоятельств за счёт только федерального бюджета реализовать этот проект вряд ли возможно, - заявил Сергей Гапликов.
Он добавил, что постарается найти инвесторов, но предупредил, что не стоит рассчитывать на возобновление работ в Соколовке в ближайшие годы. По словам Гапликова, завершение проекта потребует от 4 до 20 миллиардов рублей.
Однако инвесторы нашлись. В 2019 компания ООО «Новапорт Холдинг» согласилась инвестировать в строительство аэропорта в Соколовке около 8 миллиардов рублей. В свою очередь правительство Республики Коми подало заявку в Министерство транспорта Российской Федерации на включение проекта в «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года».
Реализовать проект полного строительства аэропорта планируют на 2021-2024 годы.
Так ли нам нужен новый аэропорт?
Урбанист Дмитрий Махов заявляет, что тот аэропорт, который есть в центре Сыктывкара - отличное решение, которое идет на пользу жителей города.