Прогулка по Дырносу: где нет ничего для людей, но есть всё для авто
«Pro Город» продолжает изучать столицу
Сыктывкар заметает снегом. Огромные сугробы мешают людям ходить, а машинам — ездить. На борьбу со стихией круглосуточно выезжает снегоуборочная техника МКП «Дорожное хозяйство». Гаражи предприятия находятся в Дырносе. Именно этот микрорайон, «по следам спецтехники», выбрали журналисты «Pro Города», чтобы сделать свежий выпуск «Прогулок по Сыктывкару».
Кстати, синоптики, которые предсказали снегопады, тоже находятся здесь, в Центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в Дырносе, 88.
Название проходит от ручья Дырнос (Дырнöс) (с коми «дыр» - «долгий, длинный», «нöс, нöш» - «возвышенность, гора»). Впервые Дырнос был упомянут в записках путешествия академика Ивана Лепёхина в 1770-х. В переписи 1897 года дача Дырнос насчитывала 5 человек. В 1902 усть-сысольское уездное земство организовало в местечке Дырнос практическую сельскохозяйственную ферму, где крестьянских мальчиков обучали агротехническим приёмам земледелия, огородничеству и уходу за скотом. Водяные мельницы на ручье стояли до 1918 года. В 1920 здесь был 1 двор, 2 человека, в 1925 - 2 двора, 10 человек, в 1926 - 3 двора, 12 человек. В 1926 городские власти предложили реорганизовать здесь кирпичный завод, но к осуществлению этой идеи приступили только в 1929, когда на месте старого началось строительство нового механизированного завода красного кирпича. Был сформирован промышленный узел Сыктывкара с жилым посёлком. В списке 1930 - починок Дырнос Тентюковского сельсовета. В 1931 посёлок Дырносского кирпичного завода (ДКЗ) был передан в подчинение городу Сыктывкару. В 1937, когда Дырносский завод произвёл 3,6 млн.штук кирпичей, были проведены геологоразведочные работы на красную глину с рекомендацией постройки нового кирпичного завода. Плановой мощности 6 млн.штук кирпичей в год он не достиг, но, как отмечают авторы «Истории Сыктывкара», был в предвоенные годы главным поставщиком кирпича для нужд города. В списке населённых пунктов 1949 - Кирпичный завод. В списке 1956 и последующих отдельно не выделялся, но название Дырнос по-прежнему широко используется местным населением. Учёному и поэту Василию Лыткину принадлежит цикл стихотворений «На Дырносе».
РучейРучей Дырнос начинается за железнодорожным вокзалом, протекает по полям опытной станции, затем по трубе проходит под насыпью железной дороги и течёт мимо предприятий стройиндустрии, Гидрометцентра, молочного, ликеро-водочного заводов, мясокомбината, района Орбита и по полям и пастбищам хозяйства «Пригородный». Длина ручья 14,4 км, площадь водосбора 35 «квадрата», ширина водоохранной зоны - 100 метров.
Авторынок Дырнос — это место, где есть всё для автомобилистов. Одних только автомоек тут 8 штук, а шиномонтажек — 11. А еще автосервисы, автомагазины, пункты техосмотра, заправка и единственный в городе авторынок. ГИБДД Отдел ГИБДД по Сыктывкару находится в Дырносе, 5. Через кабинет с «нехорошим» номером 13 на втором этаже прошел почти каждый автомобилист города — именно тут будущие водители сдают теоретическую часть экзамена на права. Потом, в случае удачной сдачи, получают их в кабинете №10. А на первом этаже проходят все регистрационные действия с автомобилями. Первая патрульная машина Перед зданием ГИБДД на «пьедестале» стоит первый патрульный автомобиль. В 1961 году «Москвич-407» прислали в Сыктывкар из Москвы. Кроме него в распоряжении ГАИ, которая насчитывала всего пять сотрудников, было еще два мотоцикла «Урал». При этом машин в городе насчитывалось порядка 1000! Сейчас авто окрашено в оранжевый цвет, а в 2011 году машина была белой. Дома Жилых многоквартирных домов мы насчитали порядка 50. При этом большой кирпичный заметили только один - №88/1. Остальная часть — это двухэтажные деревянные бараки. Есть в Дырносе и небольшой частный сектор. Дорожное хозяйство Муниципальное казенное предприятие «Дорожное хозяйство» было зарегистрировано 29 ноября 2011 года. Оно занимается обслуживание городских дорог, сейчас это в основном уборка снега и посыпание дорог песко-соляной смесью. Кстати, на территории дорхоза — целая песчаная гора этой смеси. Железная дорога Дырнос по кругу опоясывает железная дорога. Самая южная точка микрорайона находится на развилке путей недалеко от переезда с Морозова на Ручейную. На восток уходят две тупиковые ветки, где, например, разгружают лес. «Комивидеопрокат»В архивах здесь хранится более 7000 фильмокопий на пленке: это и художественное кино, и документальное, и мультики, и даже рекламные ролики. Огромные стеллажи, где стопками стоят круглые железные коробки с кинопленкой, занимают целое помещение. Еще здесь есть зал «Иллюзион» на 44 места.
«Здесь мы проводим экскурсии для школьников и студентов, а также работаем для инвалидов по зрению и слуху», - рассказала директор Наталья Николаева.
Также «Комивидеопрокат» проводит несколько фестивалей, например «Туйвеж» - фестиваль визуальных искусств финно-угорских народов, «Сталкер» - международный кинофестиваль о правах человека и международный кинофестиваль «Кино без барьеров» о людях с инвалидностью.
Объездная Объездная начинается перед вторым железнодорожным переездом в районе дома №85/1. Она идет вдоль рельсов до самой Петрозаводской около ТЦ «Макси». Она считается дублером Октябрьского проспекта и находится в аварийном состоянии, о чем говорит дорожный знак. Кстати, раньше объездная считалась еще и местом весьма криминальным. Не зря было выражение «Ищите его на объездной», но официальной статистики по преступлениям найти не удалось. Светофор без перекрестка В районе дома №22, где находится сетевой продуктовый магазин, в сторону от улицы Дырносской уходит дорога, которая даже не имеет названия. Она ведет к производственному отделению «КомиЭнерго» - «Южным электрическим сетям». И на участке этой дороги длиной не больше 50 метра стоят два светофора. Когда загорается красный свет, едут встречные машины, а когда зеленый - можно ехать самому. Такого светофора без перекрестка по нагим данным в городе больше нет. Пальма Пальма около дома №18 смотрится очень позитивно. Но история ее появления трагична: пальму из пластиковых бутылок установили на месте ужасного ДТП, которое произошло 23 августа 2015 года. В тот день, в 06:06 утра, серебристая «девятка» на полной скорости влетела в дом. 32-летний водитель выжил, а 30-летняя пассажирка, его гражданская жена, скончалась на месте. У них остался ребенок. Снежные фигуры Около здания «Водоканала» стоят большие снежные фигуры: костёр на брёвнах, который «горит» почти как настоящий, и расписанный гжелью самовар с чайником. Местная жительница Ирина Остапенко лично знает автора этого изваяния. Она рассказала, что мастер выполняет такие композиции уже не первый год. Например, в прошлом году он вылепил огромный снежный трон. Центральная водогрейная котельная Первый водогрейный котел был напущен на ЦВК 8 октября 1971 года. С этого момента в Сыктывкаре появилось централизованное теплоснабжение. А до этого город «грелся» на 287 котельных. Сейчас их осталось только 17: 14 - на природном газе, 2 — на мазуте, 1 — на угле и 1 — на мазуте и угле. Теплоснабжение Сыктывкара осуществляется по открытой схеме от основного теплоисточника — ЦВК по трем магистральным тепловым сетям. Дети В Дырносе нет ни одной детской или спортивной площадки. Лишь около магазина в жилом секторе, где стоит новогодняя елка, устроена снежная горка. Малыши катаются с нее на ватрушках, а вот подросткам заняться в Дырносе решительно нечем. Они развлекаются, прыгая в снег с трубопровода. Как давно вы живете в Дырносе?Татьяна Калайда, 34 года мама троих детей
Живу с самого рождения. Здесь нет и никогда не было детской площадки. Только с самом низу района горочка и качелька. Когда-то тут поставили песочницу и сказали, что нам этого хватит.
Оксана Ульнырова, 35 лет, штукатур-маляр
Живу здесь 20 лет. Не нравятся дороги: сделана только центральная дорога, а везде ямы. А вот нравится то, что здесь спокойно и все друг друга знают.