Почему новогодние товары появляются в магазинах всё раньше? Отвечают психолог и маркетолог
- 15:17 6 декабря
- Дмитрий Паскар

В российских торговых центрах первые елочные шары и блестящая мишура появляются задолго до наступления декабря, чуть ли не вместе с осенними листьями. Складывается ощущение, будто рождественские мелодии с каждым годом звучат всё раньше и раньше. Редакция решила разобраться, в чем причина такой спешки и как эта ранняя "новогодняя лихорадка" влияет на наше праздничное настроение.
Маркетинг рулит: чем раньше начнем, тем больше заработаем
С точки зрения маркетинга, всё довольно прозаично. Главная цель такого раннего старта продаж – максимально растянуть период покупок и, как следствие, увеличить прибыль.
"Если начать продавать за две недели до праздника, люди купят только самое необходимое, – объясняет Наталья Николаева, специалист по стратегическому маркетингу с 10-летним стажем. – Если же старт продаж дать за 1,5-2 месяца, покупатели будут приобретать товары постепенно, тратя в итоге гораздо больше денег". Получается такая своеобразная "новогодняя растяжка" для кошелька.
Другой эксперт, маркетолог Надежда Игнатьева, уверена, что от Нового года невозможно устать, потому что это особенный, всеми любимый праздник. Раннее появление праздничных товаров в магазинах словно приглашает посетителей окунуться в чарующую атмосферу и, конечно же, что-нибудь прикупить.
Представители магазинов, в которых еще в октябре красовались новогодние товары, были более сдержанны в своих комментариях.
"Товары к Новому году начали поступать в конце октября и будут доступны до самого праздника, чтобы вы могли начать подготовку уже сейчас," – сообщили в пресс-службе "Ашана".
"Ассортимент наших магазинов формируется исходя из запросов со стороны покупателей. Наша главная цель – полное удовлетворение их потребностей с обеспечением выгодного предложения," – лаконично прокомментировали ситуацию в Fix Price.
Психология праздника: между надеждой и разочарованием
По мнению кандидата психологических наук, доцента кафедры клинической психологии КФУ Анны Лаврентьевой, ранний старт новогодней кампании может оказывать на людей совершенно разное воздействие.
С одной стороны, сверкающие гирлянды и милые елочные игрушки выступают в роли "якоря", который дарит чувство надежды и счастья, побуждая людей делать покупки.
"Новогодние украшения в магазинах создают ощущение уюта и поднимают настроение, – поясняет специалист. – С ними ассоциируются яркие воспоминания из детства, предвкушение чего-то хорошего, моменты, когда вся семья и друзья собираются вместе, обмениваются подарками".
С другой стороны, слишком ранняя подготовка может "перегореть" и лишить праздничного настроения еще до наступления Нового года.
"Наше восприятие устроено таким образом, что при длительном воздействии стимулов мы адаптируемся к ним и перестаем их замечать, – говорит Лаврентьева. – Велика вероятность, что к самому празднику первоначальная радость и воодушевление угаснут".
Всё зависит от нашего настроя, убеждена психолог. Оптимисты с большей вероятностью будут видеть в ситуации положительные моменты, а пессимисты – наоборот.
Как не "перегореть" и сохранить новогоднее настроение?
Анна Лаврентьева советует не зацикливаться на покупках. Наслаждайтесь предпраздничной атмосферой, выбирайте подарки не спеша, любуйтесь елками и гирляндами взглядом ребенка, удивляясь и радуясь каждому мгновению, пишет новостной портал.
"Чтобы почувствовать себя лучше и справиться с накопившейся за год усталостью, придумывайте свои собственные поводы для радости и небольшие праздники, проводите время с близкими, отмечайте достижения и благодарите за то, что у вас есть. Исследования показывают, что состояние благодарности напрямую связано с психологическим благополучием," – заключает эксперт.