”По тишине было понятно, что Лизу нашли погибшей”: история создания отряда ”ЛизаАлерт”
- 18 сентября 2023
- 16+
- Екатерина Барандова
В Коми уже почти 13 лет работает поисковой отряд ”ЛизаАлерт”, где волонтеры ищут пропавших людей по всему региону. Журналист портала ”Про Город” узнал историю создания отряда.
Все началось 13 сентября 2010 года.
У москвички Алины жили хорьки. Она активно общалась на интернет-форуме, посвященном этой теме, и однажды увидела информацию, которая никаким образом не могла относится к животным: это была новость о том, что в Орехово-Зуево пропал ребенок.
Девушка рассказала, как узнала про поиск маленькой девочки:
”Пока я читала тему страниц на десять, я думала, что дочитаю до последней странички и там будет информация о том, что все, ребенок найден, и это будет всего лишь история на страницах форума. Ну потому что дети не могут теряться так, чтобы не находиться. Это невозможно”.
С каждой новой страницей Алина понимала, что финала истории не будет. Ссылка на форуме увела ее на другой ресурс, где было большое количество сообщений по теме поиска и призывы помочь кто чем может.
В итоге, Алина поехала в лес. Ничего не зная, не умея, с единственным желанием – быть там и помогать чем может. Точка сбора всех участников того поиска была у отделения полиции в Орехово-Зуевском районе.
Но дни шли, а Лизу никак не могли найти. В один из дней появилась информация что нашли Машу, тетю пропавшей девочки:
”В этот момент в моей голове пульсировала только одна мысль: что сейчас Лиза абсолютно точно одна и она точно в лесу”, — поделились Алина.
Девушка рассказала, как повредила ногу на поиске:
”Моя нога соскользнула с бревна. Я почувствовала, что мне очень больно. Сообщила Григорию и Алексею, с которыми познакомились на поиске, что буду идти в своем темпе со всеми. Но мне казалось в тот момент, что я адски всех подвожу, что из-за меня все идут очень медленно. Это сейчас я понимаю, что цепочка такой длины, какая была у нас, идти быстро в принципе не может”.
Когда задача была закрыта безрезультатно, Алине предложили отвезти ее обратно в Москву. Она отказалась и осталась на поиске, потому что хотела быть полезной, даже если нужно будет просто встречать людей, которые прибывают. Ее попросили дойти хотя бы до врача. Дорога проселочная, прошел дождь, асфальта не было, скорая стояла в начале деревни. Она решила, что сходит утром, когда будет светло и будет меньше народу.
В ту ночь приезжало много людей. Самое яркое воспоминание, которым Алина поделилась о приезжающих:
”Приехали ребята с годовщины своей свадьбы. Девушка была в свадебном платье, она переоделась, и они ушли на задачу. Это были ”дозорные”.
В районе 8:30 утра Алина все-таки собралась дойти до скорой. Еще сидя в штабе, она поняла что не может снять сапог, нога распухла, и нужно было убедиться что это не перелом. Стараясь не испачкаться в грязи, по пути к врачу она услышала из рации: ”Нашли”. И тишина.
”Я развернулась и побежала обратно. Не знаю до сих пор, как я бежала. В штабе, как и в рации, была полная тишина. И по этой тишине было понятно, что Лизу нашли погибшей. Я ждала, что это какая-то ошибка. Ошибки не было. Все наши старания закончились ничем. Был ступор”, — рассказала волонтер.
Алина уехала домой. Все были обессилены. Никто не предполагал, что эта история закончится так.
Девушка объяснила, что поиск Лизы ее очень затронул:
”Это был самый травмирующий поиск. Он никогда не отпустит. Но, из-за отсутствия опыта шансов успеть было немного. Спустя 13 лет я вижу, что стало с отрядом, сколько технологий мы привлекли, сколько написали и переработали методик, проверенных на практике, и мы знаем точно, что они сработают. Я понимаю, что сейчас у пропавших детей намного больше шансов. И это вселяет веру в то, чем мы занимаемся, и надежду, что дальше будет только лучше”.
Позже выяснилось, что ногу Алина все-таки вывихнула.
Летом того же года в Черноголовке пропал мальчик Саша. Для волонтера Григория все непонимание того, с чем сталкивается человек в такой ситуации, было именно в той истории – он участвовал в поиске.
История Саши закончилась благополучно, его и его маму нашли живыми: сначала маму, а потом, спустя пять дней после начала поиска – ребенка.
”Когда пропала Лиза, у меня не было вопросов, что я там увижу, и не было сомнений на тему того, стоит ли мне туда ехать. Первый раз мы поехали с другом. Черно-белое кино. Дождливый сентябрь. Серый блочный длинный дом с аркой. Рядом лес. Тетя, маленькая девочка и две дворовые собаки ушли гулять в лес, рядом с домом”, — объяснил активист.
В тот день Григорий со своим другом ушли осматривать лесополосу. Но утром нужно было ехать спать, а потом работать. На следующий день Григорий поехал снова на этот поиск, уже один.
В следующий приезд появилась информация, что кто-то из ребят проезжал мимо деревни в отдалении от места поиска, и жители нескольких домов рассказывали одно и то же – что девочка, женщина и две собаки ушли в сторону леса и что это было 13 числа. Это существенно изменило картину. Стало понятно, что они прошли впечатляющее расстояние.
”В тот день я выполнял функциональную роль – кого-то куда-то подвозил. А в день, когда тетю Машу нашли погибшей, я не мог приехать на поиск”, — отметил Григорий.
Волонтер рассказал, как прошли поиски на следующий день:
”Я покупаю фонари, езжу по городу. Помогают какие-то люди. И в какой-то момент становится понятно, что среди этих людей – папа Лизы. И я чувствую себя очень неуютно от своей деятельности, я даже не понимал, как на него смотреть. Я боялся думать, что он сейчас ощущает”.
Пока шел световой день, полиция работала в лесу с кинологами. Им не мешали в это время и не ходили туда. Город Орехово-Зуево дал две желтые маршрутки, которые будут возить людей.
”Рядом с лесом остается парень Паша. Он объяснял всем, куда идти, по распечатанной черно-белой карте формата А4. Люди приезжают, мы их оснащаем чем-то, и они уходят в лес. Был, кстати, целый список, как должны быть одеты люди, что надо с собой взять. Но у большинства ничего не было. Фонари, которые я купил, закончились мгновенно”, — рассказал Григорий.
В свой автомобиль Григорий набирает людей ”сколько влезет” и ездит рейсами туда-сюда. На опушке все выстраиваются длинной шеренгой и уходят в лес. Люди быстро устают, кто-то подворачивает себе ноги, травмирует руки, кого-то нужно выводить из леса.
Григорию звонят со стоянки, на которой дежурят, говорят, что там большая толпа у отделения полиции и одна газель куда-то делась, вторая ездит. Не успевают. Он садится в машину и начинает довозить людей до места поиска. За ночь его функции меняются несколько раз: то возит людей, то ходит в лесу, то выводит кого-то из леса.
Мужчина объяснил, что на поиски приезжали люди всех возрастов:
”Люди были очень разные – подготовленные туристы, семейные пары, молодые, пожилые. Очень разные”.
Утро. Работа продолжается. Многие уехали. Горит костер, уставшие люди, разговоры. Находят пропавшую Лизу, все поехали на место:
”Я решил, что мне надо там быть. Бегу по этой дороге. Пробегаю метров 150-200, перехожу на шаг, останавливаюсь и понимаю, что я совершенно не готов к тому, что я там сейчас увижу. И мне это не нужно. Я ничего не изменю. Зачем я туда бегу? С какой целью? Любопытство? Это нездоровое желание для текущего состояния. И я иду обратно”.
Дорогу домой Григорий не помнил, как и то, подвозил он кого-то домой или нет, ничего. На следующий день у его жены день рождения. А эта история совершенно перевернула его.
”Только через несколько дней я осознал, что люди на форумах хотят создавать отряд и что с этим нужно помочь. Я видел, что они хотят того же, чего и я. Я подумал, что могу немного помочь всем этим людям, и, возможно, у нас что-то получится. А помощь моя будет заключаться в каких-то организационных процессах”, — объяснил волонтер.
Таким образом, в октябре 2010 года появился форум lizaalert.org и началась история отряда ”ЛизаАлерт”.
Алина Павлюкова в дальнейшем продолжила заниматься поиском людей и стала руководителем Школы ”ЛизаАлерт”.
Григорий Сергеев сейчас председатель отряда ”ЛизаАлерт”.