Китайцы могут уйти: дилеры китайских марок и сами китайцы столкнулись с трудностями на нашем рынке - подробности
Всего за два года автомобильный рынок России кардинально изменился: китайские марки перешли из категории редкости в статус массового явления. Они не только заполонили улицы крупных городов, но и породили новую реальность с уникальными стратегиями, вызовами и рисками для покупателей.
Стратегия «множественных брендов»: как китайцы захватывают рынокПосле ухода западных марок в стране остались тысячи дилерских центров с налаженной инфраструктурой и клиентской базой. Китайские производители, такие как Chery, использовали это, запустив стратегию множественных суббрендов.
Chery представлена не только своей основной маркой, но и Omoda, Exeed, Jetour, Jaecoo, Kaiyi.
Многие из этих брендов существуют исключительно для России или имеют другие названия в Китае. Например, Jaecoo J7 у себя на родине продаётся как Chery Explore 06.
Цель: занять максимальное количество свободных дилерских центров, создав трудности для других китайских марок, пытающихся выйти на российский рынок.
Переизбыток предложения и падение спросаВ 2023 году рынок столкнулся с двумя ключевыми проблемами:
Перенасыщение брендами. На рынке представлены десятки китайских марок, но реальной популярностью пользуются лишь несколько: Chery, Haval, Geely, Changan. Остальные (FAW, JAC, Dongfeng, BAIC и др.) остаются малоизвестными и слабо продаются.
Кризис перепроизводства. К концу 2023 года дилерские склады были забиты — около 170 000 нераспроданных автомобилей. Причины: требования китайских производителей к дилерам по увеличению продаж и рост ключевой ставки ЦБ, снизивший покупательский спрос.
Результат: дилеры вынуждены распродавать автомобили 2023 года выпуска с огромными скидками, иногда почти в убыток. Эта тенденция сохранится, пока не иссякнут старые запасы.
Риски для покупателей: что ждёт владельцев китайских автоПогоня за количеством обнажила системные проблемы:
Уход непопулярных марок. В 2024 году слабые бренды с мизерными продажами, вероятно, покинут рынок. Для их владельцев это означает проблемы с гарантией, сервисом и поставкой запчастей.
Дефицит запчастей даже у популярных марок. Как отметил генеральный директор ГК «БорисХоф» Тимофей Гераськин, китайские производители недооценивают потребность в запасных частях, полагая, что «новые автомобили не ломаются». На практике поставка кузовных элементов или деталей может затягиваться на 1–2 месяца и более.
Обвал остаточной стоимости. Неликвидные модели и марки будут стремительно дешеветь, а продать подержанный автомобиль непопулярной марки станет крайне сложно.
Практические выводы для покупателяВыбирайте проверенные марки. Ориентируйтесь на бренды с устойчивыми продажами и развитой дилерской сетью: Chery (и её суббренды), Haval, Geely, Changan.
Избегайте экзотики. Покупка автомобиля малоизвестной китайской марки — высокий риск. В случае ухода бренда с рынка вы останетесь один на один с проблемами ремонта и обесцениванием актива.
Проверяйте доступность сервиса. Перед покупкой уточняйте у дилера сроки поставки запчастей и наличие сервисных центров в вашем регионе.
Используйте момент для выгодной покупки. Если вам нужен автомобиль популярной марки, период распродажи остатков 2023 года — возможность приобрести его со значительной скидкой.
Российский авторынок переживает период турбулентности, где агрессивная экспансия китайских производителей создаёт как возможности, так и серьёзные долгосрочные риски. Осознанный выбор и внимание к практическим аспектам владения помогут не стать заложником этой ситуации, пишет Андрей Якунин | Про авто.
Читайте также:
Набираю этого масла по 3 пачки в "Чижике": вкус и запах как из детства, еще и цена приятная Долговечный пол в бане: две хитрости — забудьте о гнили и запахе на 10 лет Ставлю на подоконник одну вещь и всю зиму живу припеваючи: в доме тепло даже в -40°C и пахнет сибирским лесом Декабрист зацветет как в сказке: 2 секретных трюка формирования куста — советы для зимы Эвелина Хромченко назвала пять модных провалов, которые старят женщин на 10 лет