Зачем АвтоВАЗ до сих пор ставит "совковый" 8-клапанный двигатель на новые модели? Разбираем 5 главных причин в 2025 году
Пока мировой автопром мчится к "умным" технологиям, стремительным скоростям и экологической безопасности, АвтоВАЗ, словно верный традициям дед, крепко держится за двигатель, чья биография началась еще в бурные 80-е. Речь идет о легендарном 8-клапанном моторе, прошедшем эволюцию от карбюраторного ВАЗ-21083, установленного на дерзких "восьмерках", до инжекторного ВАЗ-11182, знакомого нам по современным моделям.
Этот неприхотливый агрегат выдержал испытание перестройкой, экономическими штормами кризисов и давлением санкций. Сегодня его можно встретить не только под капотом бюджетных Lada Granta и Largus, но и в флагманской Lada Vesta NG, и даже в новейшей Lada Iskra, дебютировавшей в 2025 году. Почему же АвтоВАЗ не спешит отправить "дедушку" на заслуженный отдых?
Представители АвтоВАЗа озвучили пять ключевых причин, и мы, как настоящие исследователи автомобильного мира, разберем их по косточкам, добавив свежие данные из отрасли и проводя параллели с конкурентами. А в финале зададим главный вопрос вам, уважаемые читатели: насколько оправдан этот "ветеран" в современном автомобилестроении?
Чтобы понять причины живучести этого двигателя, необходимо совершить небольшое путешествие в прошлое. Все началось в далеком 1984 году, когда под капот ВАЗ-2108, первой переднеприводной машины из Тольятти, поместили 1,3-литровый двигатель. Он выдавал скромные 64 лошадиные силы, но для советских дорог это было настоящим прорывом: поперечная компоновка, карбюратор Solex, ремень ГРМ – по тем временам это были передовые решения.
Уже в 1985 году, объем двигателя увеличился до 1,5 литров, а мощность возросла до 72 л.с. В бурные 90-е он получил инжектор, а в "нулевые" – обзавелся электроникой и усовершенствованной системой охлаждения. К 2021 году появился ВАЗ-11182: камера сгорания стала более эффективной, каналы впуска и выпуска улучшились, а мощность увеличилась до 90 "лошадок" при крутящем моменте в 143 Нм. К тому же, двигатель стал тише на 3-5 децибел. А как обстоят дела с ресурсом?
Официально заявлено 200 тысяч километров, но многие автовладельцы на форумах с гордостью рассказывают о 300 тысячах без капитального ремонта. Согласно информации, предоставленной АвтоВАЗом, и отзывам на специализированных сайтах, этот двигатель стал тише, экономичнее и надежнее своих предшественников. А теперь перейдем к причинам его долголетия.
1. Безвтыковая конструкция: страховка от обрыва ремня ГРМ
Одним из главных козырей этого двигателя является его безвтыковая конструкция – поршни оснащены специальными выемками, которые предотвращают "встречу" с клапанами в случае обрыва ремня ГРМ. В отличие от многих современных моторов, где подобная поломка грозит дорогостоящим ремонтом (замена клапанов, головки блока), здесь все ограничивается заменой ремня, стоимость которого не превышает нескольких тысяч рублей. АвтоВАЗ подчеркивает, что это особенно актуально в регионах с плохими дорогами и некачественными запчастями.
Однако, давайте взглянем на статистику с автомобильных форумов: обрыв ремня — не редкое явление на старых моделях ВАЗ, особенно при игнорировании регламента (замена каждые 60-75 тыс. км). С приходом Renault в 2010-е качество комплектующих улучшилось: ремни Gates или Dayco могли прослужить 80-100 тыс. км.
Однако из-за санкций в 2022-2024 годах вновь возникли проблемы с поставками: ремни из Китая или Ирана иногда выходили из строя раньше срока. К 2025 году ситуация стабилизировалась: АвтоВАЗ локализовал производство, и отзывы о ВАЗ-11182 в основном положительные. Сравните с китайскими моторами, устанавливаемыми на Geely или Chery: они часто "втыковые", и обрыв ремня может вылиться в ремонт стоимостью 50-100 тыс. руб. Таким образом, для бюджетного автомобиля это действительно преимущество, особенно если вы не приверженец строгого соблюдения регламента ТО.
2. "Дизельный" характер: тяга на низах без наддува
АвтоВАЗ утверждает: двигатель выдает 80% крутящего момента (около 114 Нм) уже при 1000 оборотах. Это означает уверенный старт без рывков и отсутствие необходимости "крутить" двигатель для совершения обгона. Идеальное решение для города и трассы с полной загрузкой.
Реальные тесты подтверждают эту информацию. Видео обзоры Lada Granta с ВАЗ-11182 показывают, что разгон до 100 км/ч занимает 12-13 секунд – не спортивный результат, но вполне приемлемый для 90 л.с. По сравнению со старым ВАЗ-11186 (87 л.с.), новый двигатель работает тише на холостых оборотах и демонстрирует лучшую тягу на низах: исчезли подергивания при 1500-2000 об/мин. А что предлагают конкуренты?
Renault Logan предыдущего поколения с 82-сильным 1.6 демонстрировал схожий крутящий момент, но был более "вялым" на оборотах ниже 2000. Современные китайские 1.5 на Haval Jolion – турбированные, выдают больше (до 140 Нм), но требуют использования премиального бензина и чувствительны к перегреву. В 2025 году, в условиях растущих цен на топливо, такой "дизельный" характер – настоящее спасение для экономных водителей. По отзывам первых владельцев Lada Iskra, оснащенной этим двигателем, езда в пробках превращается в удовольствие.
3. Экономичность: низкий расход топлива для своего класса
Паспортный расход топлива для Lada Granta: 6,8 литра на 100 км в смешанном цикле. В городе – 9,4, на трассе – 5,3. АвтоВАЗ заявляет об оптимизированной камере сгорания и улучшенном впуске, что позволило снизить расход на 5-7% по сравнению с предыдущими поколениями.
А что на практике? Отзывы автовладельцев свидетельствуют о расходе в 7-8 литров в смешанном режиме, если не злоупотреблять педалью газа. Зимой в городе расход может увеличиться до 10 литров. Сравним с конкурентами: старый Logan потреблял 7,1 литра в смешанном цикле, но был менее мощным. Kia Rio 1.4 (100 л.с.) расходует около 7 литров, но требует более дорогого обслуживания. Китайский Changan Alsvin 1.5 демонстрирует расход в 6,5-7 литров, но оснащен вариатором, который увеличивает расход на трассе.
В 2025 году, при цене бензина свыше 50 рублей за литр, экономичность становится весомым аргументом. К тому же, двигатель адаптирован под использование АИ-92, который дешевле АИ-95 на 3-5 рублей. Тесты показывают: при использовании АИ-92 расход увеличивается всего на 0,2-0,3 литра, а динамические характеристики практически не меняются.
4. Простота и доступность обслуживания
Здесь все предельно ясно: отсутствие турбины, фазовращателей и сложной электроники. Замена масла обойдется в 500 рублей, а стоимость фильтров – копейки. АвтоВАЗ подчеркивает: интервал техобслуживания составляет 15 тыс. км, а регулировка клапанов производится каждые 90 тыс. км.
По данным автосервисов, ресурс цепи ГРМ (на новых версиях) превышает 150 тыс. км, а запчасти доступны повсеместно. Для сравнения: стоимость ТО для турбированных двигателей Volkswagen Polo в 2 раза выше, а ресурс турбины ограничен 100 тыс. км. В регионах, где отсутствуют дилерские центры, этот фактор имеет решающее значение. Владельцы Lada Vesta NG отмечают: "Двигатель – как автомат Калашникова, его можно отремонтировать в любом гараже". В 2025 году, благодаря локализации производства, цены на запчасти снизились на 10-15%.
5. Совместимость с АИ-92: гибкость в выборе топлива
Двигатель официально адаптирован для работы на бензине АИ-92 без риска детонации. АвтоВАЗ допускает это, и тесты подтверждают минимальную потерю мощности (1-2 л.с.).
Однако, есть нюансы: при использовании АИ-95 динамика улучшается, а расход снижается. Китайские производители, такие как Great Wall, разрешают использовать АИ-92 даже в турбированных двигателях, но с определенными рисками. По расчетам автомобильных форумов, использование АИ-92 позволяет сэкономить 200-300 рублей на одном баке, но пробег снижается на 20-30 км. В 2025 году, в условиях инфляции, это является значительным преимуществом. Для сравнения: Hyundai Creta требует использования АИ-95, в противном случае гарантия аннулируется.
Этот двигатель – выбор тех, кто ценит надежность и экономичность, а не стремится произвести впечатление. На "Азимуте 2026" его уже не будет – там появятся двигатели 1.6 мощностью 120 л.с. и 1.8 мощностью 132 л.с., а также турбированные версии в перспективе. Но на Lada Iskra и Granta он пока остается в строю.
Источник: Андрей Якунин | Про авто
Читайте также:
Баклажаны по-корейски на зиму: эта ароматная и пикантная заготовка затмит любую классическую аджику Бриллиантовая полоса ждет: Тамара Глоба назвала знаки, которые получат нереальные деньги в 2025 году Золотистости вашего лука позавидует даже шеф-повар: нужно лишь кинуть это в сковороду — теперь всегда так делаю Беру 38-е место - в поезде еду как царица: бывалые путешественники неспроста выбирают боковушку у туалета Невидимый яд в вашей спальне: ученые выяснили, почему вы болеете - вот в чем причина