Пробовала даже Елена Ваенга: история успеха компании "Пироги по-коми"
13 марта 10:03Возрастное ограничение0+
Практически любому сыктывкарцу знакомо название "Пироги по-коми". Компания уже более 10 лет радует жителей нашего города вкусной традиционной коми выпечкой. Сейчас "Пироги по-коми" известны даже в Москве. Основатель сети Анастасия Надуева рассказала журналисту "Про Города", как сумела достичь успеха и какие трудности встречались на ее пути.
В 2012 году девушка окончила Сыктывкарский Государственный Университет по профессии "связи с общественностью". Специальность для нашего города была новая, площадок для дальнейшего трудоустройства было не так много.
Про идею открыть свое дело
— В то время мне неплохо давалась домашняя кулинария: торты, выпечка. После неудачных попыток найти работу по специальности, в голову пришла идея основать свое дело, — рассказывает Анастасия.
Бабушки и дедушки Анастасии — люди, которые отдали Республике Коми свою жизнь и силы. Поэтому будущей основательнице компании "Пироги по-коми" захотелось сохранить и приумножить семейные знания коми культуры и кухни в частности.
Анастасия с теплом вспоминает, как в детстве бабушка густо накладывали горячее картофельное пюре на тонкую пшеничную корочку, а после выпечки кутала готовые шаньги в полотенце, щедро смазав их перышком со сливочным маслом, чтобы все это пропиталось.
Так, выбор в сфере деятельности стал очевиден — любовь к приготовлению еды, радость от осязаемого результата, гостеприимная северная душа сыграли свою роль в определении будущего будущей основательницы сети "Пироги по-коми".
— Я оценила рынок общепита в Сыктывкаре и поняла, что в доставке есть все: пицца, суши, шашлык, даже осетинские пироги. Но нет привычных сдобных пирогов, тем более с национальной тематикой. Никто раньше не пек пироги с олениной или шаньги родом из нашего, коми детства, еще и с доставкой на дом, — говорит Анастасия.
Из десятков вариантов названий Анастасия остановилась на прямолинейном "Пироги по-коми", на логотипе которого изображен мишка. Компании нужно было "лицо" — узнаваемый символ, ассоциирующийся именно с нашим городом, регионом, северной тайгой и силой народа.
Про старт бизнеса
Для запуска дела у Анастасии не были ничего: ни стартового капитала, ни знаний по ведению бизнеса. Амбициозная девушка верила в свои силы и была готова рисковать.
— На одобренные банком 300 тысяч кредитных средств я купила подовую печь, оборудование для кухни, первый товарный запас. Нашла пекаря, с ней же мы составили первое меню пирогов — в нем было не более 10 позиций. Часть рецептур нашла в библиотеке — это наша национальная выпечка: шаньги, чукуры, колобки, — вспоминает Анастасия.
Про первый рабочий день
16 февраля 2014 года стало первым рабочим днем. Весь коллектив состоял из 2 человек — самой Анастасии и пекаря.
— Мы заранее подали уведомление об открытии в Роспотребнадзор, создали группу в социальной сети, напечатали в маленькой типографии тираж листовок с меню и стали ждать заказов. Мы ютились на 60 метрах в помещении жилого дома, — рассказывает Анастасия.
Про первые трудности
Первые полгода были самыми трудными — это время первых разочарований, серьезных финансовых трудностей.
— Часто бывало так, что мы получали сумму за один пирог и бежали в магазин, чтобы купить 500 грамм мяса для следующего заказа. Не было оператора, курьера, уборщицы, закупщика продуктов — все эти роли я исполняла в одном лице. Это было хорошее время проверки на прочность и стальной закалки, — говорит Анастасия.
В моменты отчаяния девушку поддерживали мысли людей, уже прошедших этот путь.
— "Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолет взлетает против ветра" — говорил Генри Форд. Я верила, что смогу выжить в этом деле, опираясь на тех единомышленников, которые появлялись рядом, их поддержку. Это были такие же молодые ребята, пришедшие работать к нам курьерами, операторами. Их глаза горели, и в них не было страха. Многие из них сегодня — ключевые сотрудники, на которых держится работа всей региональной сети, — делится Анастасия.
Про опыт и рост бизнеса
Накапливая управленческий и производственный опыт, Анастасия росла как руководитель. За три года появилась курьерская служба, колл-центр, в штате было уже два пекаря и кухонный помощник.
— В это время мы неизбежно проходили ключевые ошибки растущего бизнеса — опоздания в логистике, проблемы с качеством, установление скриптов общения с клиентом, автоматизация процессов и учета. Мы выработали золотые правила компании, основанные на порядочности, открытом диалоге с клиентом, готовности нести персональную ответственность за каждый продукт. Мы научились делать из обычной доставки эксклюзивную эмоцию — пирог можно приготовить в виде бабочки, машинки, из теста испечь логотип компании или любую надпись. Наши блюда стали заказывать не только, чтобы сытно поесть и угостить коллег, но и поздравить близких, создать атмосферу, сделать сюрприз, — рассказывает Анастасия.