Progorod logo

“Влюбились в Север и зырян”: в Коми пройдет крупнейший мотопробег региона

3 мая 2023Возрастное ограничение0+
vk.com/club215412756 / "Зырянская тропа"

С 25 июня по 2 июля в Коми пройдет мотонорматив (мотопробег на дальние дистанции с выдачей сертификатов и нашивок, – прим. ред.) “Зырянская тропа”, который объединит более 60 байкеров со всей России. Журналист “Про Города” побеседовал с одним из организаторов и участницей мероприятия, чтобы выяснить, как пройдет самый масштабный мотопробег республики в 2023 году.

Мотонорматив “Зырянская тропа” проходит в Коми уже во второй раз. Его организатор – мотоклуб “Зыряне”, а идейным вдохновителем и создателем проекта выступает Дмитрий Карсаков. За неделю участникам предстоит преодолеть 2840 километров пути. Дмитрий рассказал, что главная цель мероприятия – развитие мототуризма в республике.

“Мотонормативы – это мероприятие, на финише которого тебя будут ждать некоторые регалии, так сказать, а также нашивки. Есть множество разных нормативов, все они направлены, в первую очередь на то, чтобы люди преодолевали себя, преодолевали сложности и хоть к чему-то стремились. Мы тоже были во многих городах, путешествуем по всей стране, нас знают даже за рубежом. Но мы "топим" за родную республику, хотим привлечь к ней внимание таким образом. “Зырянская тропа” поможет привлечь к региону мотопутешественников со всей России”.

Участники “Зырянской тропы” пересекут на мотоциклах всю Коми от Летки до стелы “Полярный круг” в Усинске. Кому это удастся – получат нашивки и сертификаты. А самые отважные отправятся дальше – до Нарьян-Мара. Как рассказывает организатор, участники прибудут не только из городов Коми, но и со всей России: Ннижневаторск, Чебоксары, Кировочепецк, Ярославль, Курган, Пермь, Москва, Екатеринбург, Саратов, Архангельск, Глазов, Ижевск, Ульяновск, Троицк, Алтай, Ямал.

Зачем ехать в НАО?

Главная цель мотопутешественников – покорение чего-то нового, объясняет Дмитрий. Поэтому в этом году по инициативе клуба-организатора участники “Зырянской тропы” проедут до самого Нарьян-Мара.

“Дорога до Нарьян-Мара не обкатана, люди, как правило, туда на мотоциклах не ездят, потому что дороги там практически нет. Поэтому мы решили в качестве ягодки на торте добавить к нормативу и путешествие к Нарьян-Мару, проехать дальше, в Ненецкий атономный округ. Нам показалось, что так будет интереснее и нам, и участникам мероприятия из других городов. Ведь это 350 километров после достижения заветной цели – мотонорматива, так что почему бы и нет”.

Ехать до НАО, чтобы получить заветную нашивку “Зырянской тропы”, необязательно. Достаточно проехать сам норматив – тех, кто доберется до Полярного круга, наградят 26 июня в Усинске.

“Всего в мероприятии примут участие 60 человек. Каждый при регистрации говорил заранее, на какой маршрут он рассчитывает. Интересно, что сначала многие говорили, что доедут только до стелы, но позже, видя, какой намечается масштаб мероприятия, меняли свое решение и теперь планируют ехать до Нарьян-Мара. Но каждый в процессе путешествия волен сам решать, может ли он преодолеть это расстояние. Если нет, то ничего страшного, всегда можно вернуться назад”.

А это безопасно?

Дмитрий объяснил, что редко кто занимается вопросом сопровождения мотоколонн. Но “Зыряне” отличились и тут – участников мотонорматива будет страховать машина технического сопровождения.

“Машина будет ехать с прицепом позади всех. Поэтому если чей-то мотоцикл выйдет из строя, мы просто погрузим его на прицеп и не теряя времени отправимся дальше. А в ближайшем городе хозяин примет решение: либо починит мотоцикл на месте, либо отправит его обратно самостоятельно, либо мы заберем его на обратном пути”.

В мотоколонне будут даже врачи, рассказал куратор мероприятия.

“Будет даже не один медик, но это заранее не планировалось, просто так вышло, что среди участников есть врачи. Поэтому в случае чего любой из участников может рассчитывать на профессиональную медицинскую первую помощь”.

На чем можно ехать?

Особых требований к технике нет. Главное, чтобы это был мотоцикл, и чтобы он был исправен.

“Но нужно понимать, что, к примеру, человеку на тяжелом, дорогом Harley Davidson будет непросто в таком путешествии. Потому что проходимость у него невысокая, да и жалко повредить банально мотоцикл. Обычно люди сами по фото с предыдущих путешествий соизмеряют свои силы, прикидывают, позволяет ли их техника пройти такой маршрут. Ну, и важно, чтобы мотоцикл был готов, чтобы не оказалось, что что-то не смазано или подшипники не поменяны. Такие огрехи в подготовке не критичны, но отнимают время”.

Новички не заявлялись на этот мотопробег, но если кто-то решится, то стоит хорошенько подумать, уверен Дмитрий.

“В прошлом году были люди, для которых это был первый “дальняк”, но они до этого уже накатали достаточное количество километров, поэтому для них все прошло хорошо. А вообще, если есть какие-то сомнения, то лучше не рисковать и начать с каких-нибудь небольших путешествий, чтобы понять, на что способны вы сами и ваш мотоцикл”.

Как организуют движение?

Колонна пока еще не сформировалась, но уже предусмотрено деление на небольшие группы.

“Каждую группу будет вести старший – мотоциклист с огромнейшим опытом в дальних путешествиях. Сплошной колонной передвигаться, конечно, не будем, чтобы не создавать коллапс на заправках и кафе. Представьте себе: 60 человек разом прибывают на АЗС. В таком случае простоим там час. Поэтому ехать будем по 15-20 мотоциклов”.

Участникам не стоит бояться, что кто-то потеряется: старшие групп будут держать между собой связь и всегда будут готовы прийти на выручку. Кроме этого каждого участника будут отслеживать по геолокации в реальном времени.

“В прошлом году была история: не доезжая до Ухты один из мотоциклистов попал в огромную яму. У мотоцикла скололся маятник, прямо пополам. На скорости около 110 километров в час у него заблокировалось заднее колесо. Но мотоциклист умудрился не упасть, прошел юзом и аккуратно положил байк в отбойник. Мотоцикл, конечно, пришел в негодность. Колонну остановили, вызвали эвакуатор, сначала его эвакуировали в Ухту, а потом в Сыктывкар, так было выгоднее, чем сразу в Сыктывкар”.

Чтобы минимизировать риски, группы будут двигаться строго по правилам дорожного движения.

“Скорость колонны определяется правилами дорожного движения, ехать быстрее 110 километров в час по трассе никто не будет. В колонне пренебрежение скоростными ограничениями очень опасно, ведь каждый байк весит 250 килограммов, плюс вес райдера. Любое столкновение может оказаться фатальным. Поэтому двигаться будем в рамках правил”.

Мероприятия, которые посетят байкеры

В первую очередь участники мотонорматива посетят мото треффен “Еджыд войяс”, который уже несколько лет подряд проходит в разных локациях Сыктывкара.

“В этом году он пройдет на Ыбице. Также по пути будем посещать ключевые достопримечательности населенных пунктов, этномузеи и этнопарки. А одним из главных событий станет традиционный праздник коми-ижемцев “Луд”.

Организаторы также предусмотрели размещение участников мотонорматива по пути следования в гостевых домах, бани и горячее питание. Все это позволил сделать организационный сбор суммой 3000 рублей. Из этих же средств планируется оплачивать топливо для машины технического сопровождения.

Отважная мотоциклистка

Одной из участниц мотонорматива “Зырянская тропа” стала жительница Саратова Анна Летова. За рулем мотоцикла она с 2014 года. Девушка рассказала, что Коми покорила ее красотами природой и дружелюбием местных жителей.

Участниками первой “Зырянской тропы” Анна с мужем стали случайно.

“Про “Зырянскую тропу” мы с мужем узнали в 2022 году, когда собрались ехать на мото-треффен “Еджыд войяс”. Тогда Владимир – председатель мотосоюза “Зыряне” – рассказал, что после треффена планируется мотопробег по Республике Коми в сопровождении местных мотоциклистов. Идея нас заинтересовала, очень хотелось посмотреть северную природу, республику, хотелось приключений. Но были сомнения, проедем ли мы на своих мотоциклах по бездорожью, так как они не предназначены для таких дорог, как тогда мы думали. Но Дмитрий, один из организаторов пробега, нас успокоил. Сказал, что, мол, конечно, проедете. И мы с удовольствием влились в это путешествие”.

Пара владеет двумя мотоциклами Harley Davidson, которые и правда не слишком подходят для бездорожья в силу своей конструкции. Однако Анна с супругом успешно справились со всеми препятствиями.

“До Сыктывкара из Саратова ехали с одной ночевкой в Кирове в мотоклубе “Пивной путч”. Дорога была в радость, а ближе к Усинску стало уже гораздо интереснее. Настоящие сложности возникли, когда кончился асфальт и началась грунтовка. Вначале ничего особенного, но в какой-то момент начались огромные ямы, заполненные песком. Раньше бы я ни за что не сунулась бы на такую дорогу, мало того, я не предполагала, что мой мотоцикл способен преодолеть такое препятствие. Но деваться было некуда, вся многочисленная команда мотоциклистов уехала вперед, домой возвращаться по диким лесам с медведями, еще и ночью, хоть и полярной, меня не прельщало, оставалось ехать только вперед. Вот я и поехала. Оказывается, и я, и мой мотоцикл прекрасно могли справляться со всеми сложностями. Все ямы преодолели, добрались до парома, где наградой были новые интересные знакомства, красоты природы, волшебная радуга, которая перекинулась с одного берега на другой и мы прошли под ней на пароме, полном мотоциклов и счастливых мотоциклистов”.

От путешествия по Коми у девушки остались только радостные воспоминания.

“Впечатления бомбические, очень понравилась природа, я впервые наблюдала полярные ночи, регулярные радуги, необычные растения, дикие животные – по дороге встретился медведь, лось, заяц, белка. Люди очень приветливые и дружелюбные. В Парме нас местные мотоциклисты встречали салютом, капитан читал нам стихи на пароме. В общем, чудеса происходили регулярно”.

Отважная мотоциклистка в этом году решилась не просто проехать мотонорматив, но и добраться до Нарьян-Мара

“В октябре в Питере была встреча мотопутешественников со всей страны, мы с мужем тоже прилетели на эту встречу, встретили наших уже полюбившихся друзей из мотосоюза "Зыряне". Дмитрий предложил нам в следующем сезоне повторить пробег, но уже до Нарьян-Мара. Сказал, что нам нужно только приехать 23 июня в Сыктывкар. Это мы и собираемся сделать, потому что влюбились в Север, он нас манит. И, конечно же, влюбились в зырян, таких во всем свете нет ребят. С ними на край света самое то!”.

Перейти на полную версию страницы