Progorod logo

Сыктывкарка нашла могилу прадеда, погибшего на войне

10 мая 2013Возрастное ограничение

Спустя десятки лет девушка обнаружила, где в 1943 году захоронили ее родственника

18-летняя сыктывкарка Софья Авдеева около двух лет назад загорелась идеей найти останки своего прадеда Сергея Федорова, который погиб на Великой Отечественной Войне в 1943 году. Тогда ее прабабушке пришла похоронка, но в ней не значилось место захоронения.

Никаких зацепок. Софья, решив начать поиски, думала, что место захоронения прадеда легко обнаружит. Но не тут то было. Девушка стала поднимать все архивы, которые были в Интернете, книги, писала на форумы. Но никаких зацепок не было. В какой-то момент она даже хотела прекратить поиски.
- Нереально это: найти останки человека по дате его смерти и имени, - думала она. - Но, как оказалось позже, нужно только постараться.

Нашли деда! В это время двоюродная сестра Софьи, Анна Румянцева, тоже без дела не сидела. Ей удалось восстановить многие факты из жизни прадеда.
- Из архивов я узнала, что когда началась война, Сергей Федоров работал на строительстве вокзала в городе Александрове, тогда еще Ивановской области, - рассказала Анна. - Его призвали в 348-ю Бобруйскую Краснознаменную ордена Кутузова 2-й степени стрелковую дивизию. В 1942 году он получил тяжелое ранение и попал в госпиталь, а оттуда его отправили долечиваться домой. Как раз в это время жена Сергея Федорова родила дочь, и ему удалось забрать их из роддома. Потом он снова отправился на фронт и 28 августа 1943 года был убит в деревне Якорь, Комаричского района, Орловской области, которую в 1944 году переименовали в Брянскую.
Так девушки определили примерные границы, где может покоиться их прадед. А через два месяца Софье пришел ответ на запрос от общества «Мемориал», в котором говорилось, что границы областей успели поменяться. Кроме того, в обществе ей дали ссылку на мемориальную книгу. Так правнучка фронтовика нашла информацию о братской могиле в Брянской области, в которой, вполне возможно, и покоятся его останки. Но съездить туда никак не получалось. А на днях родная тетя Софьи Елена Румянцева позвонила из Москвы и сказала, что могилу нашли.
- Нашли деда! - кричала от радости в телефонную трубку Румянцева.

Неучтенные захоронения. Как рассказала москвичка Елена Румянцева, они планировали поехать в Брянскую область всей семьей. Но после решили, что это неудобно, учитывая, что они не знали, где находится захоронение.
- Поехали вдвоем с мужем, - говорит она. - Решили перед Днем Победы во что бы то не стало разыскать деда. 2 мая мы выехали из Москвы, в Брянске купили карту области. Но она нам не очень помогла: в ней было много неточностей, приходилось спрашивать у людей. Нам с радостью помогали.
Елене и ее мужу Николаю повезло, что по пути они встретили поисковиков из Украины. У них была карта времен 1939 года, по ней они установили примерное расположение деревни Якорь, где был убит дед. Также они сказали, что там должен располагаться лагерь Брянского фронта.
- Мы поехали в том направлении и увидели братские могилы, так называемые «неучтенные захоронения», - вспоминает Румянцева. - Оказалось, это линия немецкой обороны, на которой полег целый штрафбат наших бойцов. Это около 400 человек, их кинули первыми на прорыв вражеских войск. Поисковики как раз раскапывали эти захоронения, искали документы и вещи, по которым можно установить личность.

Последний Якорь. Местные старожилы, которых опрашивали поисковики, утверждали, что все 12 человек, которые погибли в Якоре, должны быть в этих могилах: в военные годы они сами переносили павших туда. Среди останков нашли медальоны, но так как они в очень плохом состоянии, определить имя владельцев по ним было невозможно.
- По крайней мере, мы нашли, где лежит дед, - радуется Румянцева. - Бабушка искала, но не нашла ее, а мы теперь знаем, куда приехать и поклониться.
Софья Авдеева была несказанно рада, что прадеда все-таки удалось найти. Уже этим летом она с родными планирует съездить в Брянскую область к нему на могилу.

Мнение поисковика

- Сейчас найти фронтовика проще, чем раньше. Центральный архив Министерства обороны обработал уже около 90 процентов всех архивных данных и создал объединенную базу данных «Мемориал», - отметил сыктывкарец Евгений Софронов, член поискового объединения «Долина», не раз участвовавший в экспедициях по поиску и эксгумации бойцов. - База данных есть в Интернете. Усложняет поиск то, что в одном и том же районе можно обнаружить несколько однофамильцев. Мы, например, два года назад нашли останки с медальоном, на котором удалось разобрать фамилию. Но, сделав запрос, узнали, что в этой местности погибло и пропало без вести сразу несколько человек с такой фамилией. В любом случае, все останки, которые поднимают поисковики, документируются. А если среди них встречаются именные вещи или медальоны, то упаковываем их отдельно, поскольку родственники зачастую хотят перевезти их на родину.

Комментарий специалиста


- Сложно вообще установить личность бойцов, которых находят на бывших полях сражений, - говорит историк Михаил Рогачев. - Именные вещи и медальоны встречаются очень редко, к тому же разобрать надписи на них бывает невозможно. Поэтому найти останки родного человека через столько лет — большая удача.

Прямая речь


- Бабушка рассказывала мне, что прадед Сергей Федоров погиб на Курской дуге, а где именно — неизвестно, - рассказывает Софья Авдеева. - Она ведь длинная была, эта дуга. Все, что сталось от прадеда - имя, дата смерти и фотокарточка, увеличенная его дочкой Ниной, моей бабушкой. А награды и документы, которые позже прислали его жене, украли в послевоенное время ее соседи-алкоголики.

Два года назад поисковики из Коми восстановили имена двух бойцов Красной армии. Им удалось прочитать медальоны, найденные в захоронениях. А за семь лет сыктывкарцы из отряда “Северная звезда” смогли найти останки более 700 солдат.

Перейти на полную версию страницы