Progorod logo

Сыктывкарки, снявшиеся в фильме «Батальон» : « На съемках - взрывы, грязь, копоть, ужас, как на настоящей войне»

14 марта 2015Возрастное ограничение16+

Девушки рассказали о съемочных буднях, звездных артистах и «батальонном» братстве.

Недавно по всей стране прогремел фильм «Батальонъ», повествующий о подвиге 17-го женского батальона, созданного в Петрограде по приказу Временного правительства. В знаменитой кинокартине приняли участие девушки со всей России. Сыктывкарки тоже не стали исключением.

Портал ProGorod11.ru пообщался с уроженками Сыктывкара, которые снимались в массовых сценах фильма «Батальонъ», Юлией Никулиной и Анастасией Торлоповой и узнал каково это — расстаться с волосами ради съемок, носить шинели, стрелять из винтовок и есть перловку из братского котелка.

Анастасия Торлопова

Фото: Оксана Данилова

Как вы стали участницей фильма «Батальон»?

В октябре 2013 года переехала жить в Санкт-Петербург к сестре и искала работу. Сестра случайно наткнулась на объявление в интернете о дополнительном наборе на съемки, которые начались еще в августе. Мне удалось попасть на последний месяц съемок под Псковом (все военные действия снимались там). Главным условием было подстричься практически наголо (0, 6 мм). Я не колебалась долго, все-таки в нашем городе таких проектов нет, а тут переезд и сразу съемки в таком масштабном фильме. У меня на тот момент волосы были до плеч, а у некоторых ниже пояса, а стриглись не жалея.


Вас не испугало требование побриться под нуль для фильма?

Не мне рассказывать, что для девушки значат волосы. У меня было много разных стрижек, но так коротко в последний раз стриглась, чтобы волосы гуще росли, когда было года четыре. На съемках не ощущалось, что у тебя больше нет волос. Такая прическа даже приносила много плюсов - никаких укладок, стрижек и покрасок: вымыл голову, полотенцем провел и все - ты красавица.

Как вы себя чувствовали в таком неженственном образе?

Возможно, и я этого не исключаю, что съемки и окружение как-то поменяли мою жизнь, мое сознание. Там ведь одни девчонки были. Зато почувствовала себя звездой, даже несмотря на короткую стрижку, на одном из праздников. Вроде когда все в форме и не различить, а тут совсем все совсем по-другому - одеваешь платье, каблуки и снова чувствуешь себя девушкой.

Вам приходилось, как настоящим солдатам, жить в полевых условиях?

Условия были самые что ни есть полевые. Знаете, как будто реально сами все испытали на своей шкуре: и каша из котелка, и противогазы через которые ничего не видно, и подъемы, и тренировки. Я ценю натуральность - за это спасибо пиротехникам и каскадерам. Особенно последние сцены, когда нас окружили немцы. На репетициях было не все так страшно, а потом - взрывы, дым, выстрелы, грязь, копоть, ужас. Я побывала на той войне, но в живую не хотела бы это пройти снова.

Что показалось вам самым сложным в съемке?

Сложностей было много - непривычный режим с подъемом в пять утра, потом переодевание, грим, около сорока минут дороги до места назначения, и вот - мы на съемках. Жуткая грязь, холод - не спасало утепление под тоненькими шинельками и тонкие кирзовые сапоги, а грязи по колено в прямом смысле. Тогда вся эта ситуация представала адом на земле, но все равно не сдавались - болели, просыпали, но не сдавались и шли в бой.


Каково это – жить в другой эпохе?

Знаете, а там и не ощущаешь, что эпоха другая. Да, на тебе полное обмундирование той войны, но как-то быстро привыкаешь к неудобным сапогам не по размеру и к тяжелым шинелям. Тобой движет странное чувство долга, хоть и понимаешь, что это не твоя война, что это все было очень давно.

С какими звездными артистами вы успели пообщаться? Каковы они в жизни?

К сожалению, ни с кем из знаменитостей не удалось пообщаться близко. Во время съемочного процесса можно было отличить настоящих артистов от ненастоящих, хотя все постарались на славу ради общего дела. Одно поняла точно, чем больше, знаменитее и «народнее» актер, тем он проще. Именитые артисты не страдали звездной болезнью - все с нами фотографировались, давали автографы, да и просто советы. В этом фильме поистине звездный состав был, и не только актерский. Это режиссеры, продюсеры, операторы...Но все- таки очень большое спасибо хочется сказать нашему командиру, пусть и по фильму, Марии Ароновой. Не знаю как другим, а мне очень помогала ее игра. Там были нешуточные эмоции. Отдельное спасибо хочется сказать нашим бригадирам. Они нас обеспечивали бутербродами и горячим чаем, пока мы лежали «трупами» в минусовую температуру.


Планируете ли вы когда-нибудь принять участие в подобном проекте?

К сожалению, в силу обстоятельств, у меня не получилось поступить в театральный институт, о котором я так мечтала, поэтому горжусь, что приняла участие в таком масштабном проекте. Хотелось бы, конечно, еще принять участие в подобном проекте. Мы, действительно, стали батальоном за время съемок. Хочется повторить, но, к сожалению, ничего повторить невозможно.

Изменило ли вас участие в съемках фильма?

Когда волосы отрезали, как будто ничего не изменилось, но на самом деле в сознании поменялось многое - становишься более мужественной что ли... Странное чувство. Даже моя близкая подруга заметила изменения, мол, когда в Питер уезжала была нормальной, а приехала - не узнать... Там, среди таких же девчонок как я, не чувствовала себя особенной, но, как только приехала в отпуск в Сыктывкар в конце ноября, то почувствовала изменения: сыктывкарцы относились немного странно к короткой стрижке. Помню как-то ехала в автобусе и сняла шапку, а две женщины напротив сочувственно на меня посмотрели. В Питере же это не было чем-то диким, там народ привык к таким экспериментам.

Юлия Никулина

Как вы стали участницей фильма «Батальон»?

О том, что начались съемки фильма, я узнала еще осенью 2013-го: тогда объявили о наборе девушек-актрис массовых сцен, готовых побрить головы и отправиться под Псков. По ряду причин попасть туда я не смогла. Тогда с восторгом слушала рассказы своей знакомой, которая уехала сниматься туда. Через несколько месяцев вновь прочитала о том, что для съемок «Батальона» нужны девушки, причем они будут происходить в Петербурге. На этот раз желание совпало с возможностями, и я записалась в массовку.

Вас не испугало требование побриться под нуль для фильма?

Если честно, когда я ехала на примерку костюма и стрижку, несмотря на всю решимость, было немного не по себе. Оказалось, что бритая голова – необычное, но даже приятное ощущение. Мне кажется, что лица всех женщин, которые снимались в фильме, стали более открытыми. Кому-то очень шел такой «ежик» на голове. Кстати, замечу, что подвигом стрижку не считаю: это же всего-навсего волосы. В конце концов, когда еще в жизни мне довелось бы побриться под 0,3?

Как вы себя чувствовали в таком неженственном образе?

Я бы не сказала, что образ неженственный. Все мы по 8-10 часов в день носили кирзовые сапоги и шинель, бегали строем, ползали с винтовками, но на каком-то эмоциональном уровне в этом были и женская сила, и хрупкость, и любовь. Я чувствовала только радость от того, что мне довелось принять участие в таком проекте.

Что показалось вам самым сложным в съемке?

Холод. Было почти всегда холодно. Представьте: март и пронизывающий до костей питерский ветер, а у нас ни перчаток, ни шарфов, ни шапок. Утеплялись как могли – горчичники и перцовый пластырь в носки, термобелье под гимнастерки. И, разумеется, во время съемок нельзя подавать виду, что тебе очень холодно. Все остальное за сложности я не считаю.

Вам приходилось, как настоящим солдатам, жить в полевых условиях? Прочувствовать все тяготы полевых условий?

Как я уже сказала, в поле, к сожалению, мне пожить не удалось, я снималась только в Санкт-Петербурге и Кронштадте. Но и там было не всегда просто. Чего только стоят съемки военной подготовки девушек на берегу Финского залива: это была настоящая полоса препятствий, с настоящей колючей проволокой, с настоящими винтовками, настоящей перловкой (впервые, кстати, она показалась мне нереально вкусной!). Могу сказать, что я испытываю неподдельную гордость за тех девушек, которые жили несколько месяцев под Псковом. Там потребовалось гораздо больше сил и героизма. Еще раз убедилась, что женщины могут все.

С какими звездными артистами вы успели пообщаться? Каковы они в жизни?

Пообщаться тет-а-тет, конечно, не было возможности. Но между съемками сцен актрисы проводили время рядом с нами, поэтому можно было взять автограф или задать пару вопросов. Налета звездности я не увидела, все улыбались нам, иногда подбадривали. Очень понравилось, как держала себя Мария Аронова. На мой взгляд, ее талант очень ярко раскрылся в этой картине.

Планируете ли вы когда-нибудь принять участие в подобном проекте?

Я недавно прочитала о том, что не исключена вероятность съемок продолжения фильма «Батальонъ». Мне бы хотелось принять участие в этом проекте. Ну, и вообще, жизнь – весьма непредсказуемая штука, я не исключаю, что когда-то еще попаду на съемочную площадку. Это вовсе не желание какой-то славы или вероятности попасть в кадр, а творческий интерес, жажда новых эмоций и впечатлений.

Каково это – жить в другой эпохе?

Очень правильно сказано – жить. Лично я настолько глубоко погружалась в атмосферу того времени, что порой с удивлением обнаруживала, что еду в метро или захожу в магазин. Иногда и впрямь казалось, что я собираюсь на войну.

Изменило ли вас участие в съемках фильма?

Сложно сказать. Речь скорее не об изменениях, а о том, что съемки дали много нового: интерес событиям Первой мировой войны и истории того времени вообще, знакомство с новыми людьми, очень разными и замечательными, погружение в эпоху и осознание того, как непросто было тем женщинам из батальона…Съемочный процесс, изнутри, наконец: я до этого не знала, как все происходит на площадке. Впечатлений – на всю жизнь. Добавлю, что я очень жду телеверсии фильма. Многое из того, что снималось, на большой экран не попало, между тем есть очень сильные сцены, которые хотелось бы увидеть.

Официальный фотограф фильма «Батальонъ» Владислав Багно:

Многие спрашивают: неужели все девушки бритые? Да все: от главной героини до девочек из массовки, которые в кадр не попали. Я сначала думал, что девушки попали на съемочную площадку из театральных вузов. Как оказалось, большая часть массовки — представительницы разных профессий: это домохозяйки, юристы, архитекторы, математики, дизайнеры, менеджеры. Сложно, конечно, воспринимать, девушки - это, как правило, прическа и женственность, а тут — почти лысые, все в шинелях и с винтовками.

Фото: Владислава Багно

Фото: Владислава Багно

Фото: Владислава Багно

Перейти на полную версию страницы