Progorod logo

Режиссер сыктывкарского театра «Фантастическая реальность»: «Наслаждаюсь театром, как вкусным блюдом»

11 декабря 2014Возрастное ограничение16+

На прошлой неделе сыктывкарский театр «Фантастическая реальность» отпраздновал свое 24-летие. Журналист портала ProGorod11.ru встретился с главным режиссером театра Ларисой Ивановой, чтобы узнать, меняют ли спектакли жизни зрителей и почему труппа не печалится о том, что у них нет своей сцены.

- Над чем вы сейчас работаете?

- Сейчас мы работаем на пьесой Рюноскэ Акутагава «В чаще». Уже съездили с черновым вариантом постановки в Объячево. Надо довести ее до ума: по оформлению, по звуку. Думаю, к середине февраля мы откроем премьерный показ.

- В чем главная задача вашего театра?

- Задача любой театральной труппы - рассказать историю как можно более понятно. Я всегда ставлю себя на место зрителя, потому что не люблю приходить в театр, чтобы разгадывать кроссворд: а зачем это, а к чему это. Я хочу прийти и насладиться театром, как неким вкусным блюдом: «влететь» и получить эмоциональный опыт. Я всегда смотрю, как зрители слушают. Например, пьеса «В ожидании Годо» Сэмюэля Беккета идет три часа. Все это время в зале — мертвая тишина. Каждый зритель, имевший в жизни опыт влюбленности или потерь, прочувствовал в это время моменты, созвучные его душе. Я благодарна судьбе, что мы поставили этот спектакль. Это было по-настоящему здорово!

- Поставленные вами спектакли меняют людей?

- Были люди, которые в разные годы подходили ко мне и говорили, что наши спектакли поменяли их жизнь. Например, один следователь из Усинска бросил работу. Были и другие случаи. С одной стороны, наверное, это здорово. С другой стороны, я стала чаще задумываться о том, что менять жизнь другого человека — это очень ответственно, но... Волка бояться - в лес не ходить.

- Вы верите в знаки судьбы?

- Думаю, да. Однажды зимой я шла по узенькой тропинке. Впереди меня - две женщины. Меня поразила превосходная шуба одной из них. Так поразила, что я сменила бодрый шаг на медленный, чтобы лучше разглядеть шубу. В тот миг меня как будто кто-то толкнул: огромная глыба льда упала так близко от меня, что задела край куртки. В тот момент мужчинам с криками «Женщина, вы чудом остались живы!» зааплодировал на остановке. И тут я подумала, что если бы не завистливые мысли по поводу шубы, меня бы глыба даже не коснулась... Вот хирург перед операцией несколько раз моет руки разными растворами, потому что он вторгается в человеческое тело. Я как режиссер влезала тогда в пьесу Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо». Тогда я поняла, что если я завидую или плохо о ком-то думаю, то нельзя браться за режиссерское дело. Театр — территория мистическая: все продуманное или сотворенное в его стенах записывается, а плохие мысли возвращаются бумерангом.

- А в общем, что такое камерный театр?

- Для камерного, комнатного театра зрительный зал на 30, 40, 50 человек - это предел. В театральном сленге есть такое понятие «черный кабинет»: три стены затягиваются черным бархатом. При определенном освещении черный бархат скрадывает свет и зритель оказывается как будто в пустоте. На большой сцене актер не видит зрителей, которые сидят перед ним. А в камерном театре актер видит каждого зрителя, и это меняет артиста. Ему уже сложно будет выступать на большой сцене, где он будет фальшив, потому что гиперактивен в сжатом пространстве.

- Сложно стать актером вашего театра?

- Теоретически в нашем театре может играть каждый. Но часто люди приходят и избавляются от иллюзий: одно дело быть зрителем, другое дело — оказаться внутри творческого процесса. Многие приходили, но долго не задерживались.

- Кто сейчас играет в театре?

- Это энтузиасты. Мы встречается в свободное от основой работы время. Это учителя, звукооператоры и режиссеры с телевидения, методисты клубных образований города. Но случайных людей у нас нет. В неделю мы встречаемся не меньше трех раз. Меньшее количество репетиций плохо сказывается на качестве постановки.

- Где репетируете?

- У нас есть репетиционная база, но нет места, где бы мы могли показывать спектакли. Поэтому приходится задолго до спектакля договариваться с различными площадками, где мы выступаем. Как правило, у нас всегда аншлаг.

- Кто приходит на ваши спектакли?

- За 24 года наш театр сформировал особый мир театральных любителей. Пусть их немного — человек 200, но это не случайные люди. Раньше бывало, что, не досмотрев постановку до конца, люди, которых я сама пригласила, уходили. Тогда я поняла, что никогда никого не надо приглашать специально. На спектакль должны прийти те, кому суждено прийти... На самом деле, у нас все хорошо: мы полны сил, у нас есть, над чем работать. Раньше я переживала, что нет своего уголка, своего пространства. Теперь думаю, что главное — у нас есть люди и место, где мы можем встречаться и общаться, а это бесценно. Спасибо всем, кто нам помогает.

Перейти на полную версию страницы