Сыктывкарский сказкотерапевт: «Дети боятся драконов и электрических приборов»
А книги помогают им бороться со своими страхами
Недавно весь мир праздновал День детской книги. В сыктывкарской библиотеке имени Маршака любой ребенок найдет себе книгу и занятие по интересам. Но самое главное, в это библиотеке с помощью книг еще и помогают обрести положительный опыт благодаря книге. Сказкотерапевт Елизавета Тараканова рассказала порталу ProGorod11.ru о том, что такое сказкотерапия, чего боятся дети, как завоевать их внимание и почему сказки должны читать взрослые.
- В чем именно заключается процесс сказкотерапии?
- Сказкотерапия - это, прежде всего, познание истинного глубокого смысла произведения. Это возможность поговорить с ребенком о духовности. Это все делается для того, чтобы у ребенка сформировалась позитивная картина мира. Для того, чтобы он жил в гармонии с собой и окружающим миром. Мы помогаем повысить самооценку, снять психо-эмоциональное напряжение и победить свои страхи. Ребенок после наших сеансов становится более раскованным. Сказкотерапия – это, прежде всего, познание истинного глубокого смысла произведения. Это возможность поговорить с ребенком о духовности. Как известно, русские народные сказки учат нас добру, преданности, верности своему слову, смекалке и помогают найти выход из сложной жизненной ситуации, поэтому про них говорят, что они «врачуют душу». Сказкотерапия создана для того, чтобы у ребенка сформировалась позитивная картина мира. Для того, чтобы он жил в гармонии с собой и окружающим миром. Ребенок после наших сеансов становится более открытым.
- Какие сказки вы читаете во время сеансов сказкотерапии?
- Мы читаем сказки, которые делятся на пять видов. Первый - это художественные сказки. К ним относятся любые народные сказки. Например, про Колобка, Курочку Рябу. Второй - сказки дидактические.В них одушевляются абстрактные символы. Третий вид - это психо-коррекционные сказки. Они нужны для мягкого влияния на поведение ребенка. Четвертый - это психо-терапевтические сказки. Они раскрывают глубинный смысл происходящих событий. И последний вид - это медитивные сказки. Они нужны для снятия психо-эмоционального напряжения. А еще в этом виде сказок отсутствуют конфликты.
- А на чем строятся эти сказки, если в них нет никаких конфликтов? Какой там сюжет?
- Как правило, в них просто описывается природа. Это успокаивает и расслабляет ребенка.
- Неужели одних сказок достаточно для того, чтобы воздействовать на ребенка?
- Сказкотерапия - это не просто чтение сказок, это работа с её героями, конфликтами. Это всевозможные виды творчества, в том числе работа руками. Но в основу этого ложится определенная сказка со своим смыслом. Мы можем поставить сказку, сыграть роль какого-то героя. Можем лепить из пластилина или рисовать. Например, недавно ребята рисовали героев, которых они боятся. Наша задача - не просто прочитать сказку. Мы пытаемся найти смысл, найти выход из ситуации. А чтобы ребенку это нравилось, нужен творческий подход. В наших занятиях всегда присутствует творческое начало.
- Вы сказали, что иногда дети рисуют героев, которых боятся. А кого обычно рисуют?
- Как правило, рисуют животных. Чаще всего - драконов. Некоторые говорили, что боятся темноты и электрических приборов.
- Получается, это самые распространенные детские страхи?
- Тут сложно дать однозначный ответ. Каждый случай индивидуален.
- Вернемся к сказкам. Кто в них главные герои? А сами сказки пишутся специально для сказкотерапии? Или это сказки, на которых мы все выросли?
- Галвные герои - это хорошо известные и давно полюбившиеся нам животные, люди и предметы. Что до самих сказок, то они специально пишутся психологами.
- Как давно в Сыктывкаре практикуют сказкотерапию?
- Насчет Сыктывкара точно сказать не могу. А у нас в «Маршаковке» сказкотерапия проводится с декабря 2015 года. За четыре месяца она стала очень популярной и востребованной как у детей, так и у родителей.
- Кстати, о родителях. Какое участие они принимают в терапии?
- Первое занятие проводится с родителями для того, чтобы они поняли, что из себя представляет сказкотерапия. А так как сказкотерапия - это цикл определеных занятий, мы можем проанализировать, как ребенок поменялся от первого сеанса до последнего. Поэтому нам постоянно нужно вести диалог еще и с родителями. Лично меня очень радует, что родители действительно заинтересованы. После мероприятия мы с каждым из них отдельно разговариваем.
- После первого занятия родители перестают участвовать? И в чем вообще, помимо контроля за ребенком, заключается их участие?
- Обычно родители присутствуют на первых двух занятиях. Они включены в процесс для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно.
- В каком возрасте лучше всего приходить на сказкотерапию?
- Сама по себе сказкотерапия подходит для всех, в том числе и взрослых. А конкретно в нашей библиотеке мы занимаемся только с детьми. Лично я считаю, что лучше начать с шести лет.
- Почему именно с этого возраста?
- Я это поняла из пратики. Детям этого возраста более комфортно в такой ситуации. Они уже вникают в суть сказок, выносят что-то новое для себя. Они активно участвуют в творческой составляющей занятия. Дети младше могут закапризничать и просто не досидеть до конца.
- Сколько детей сейчас у вас занимается?
- Их количество варьируется от восьми до тринадцати детей.
- Что делать, если родитель хочет участия ребенка, но они уже пропустили два занятия? Стоит ли приходить?
- Лучше, конечно, ходить на каждое занятие, ведь каждое занятие - это определенная история, которая обязательно поможет ребенку в жизни. Но, в целом, это не критично.
- Сколько длится сеанс?
- На саму сказку отводится минут 20-25, творческая составляющая - также минут 20. Получается около 45 минут. Не дольше, так как ребенку будет сложно усидеть.
- Как быстро начинает меняться ребенок?
- Уже после первого сеанса по ребенку видно, что он меняется. Дети сразу же спрашивают, а когда следующий сеанс. Для меня это самая большая похвала, потому что я вижу, что ребенок заинтересован. Однажды у меня был случай, когда один ребенок зашел нерешительно. Видно было, что он боится: хватает маму за руку и не отпускает. В итоге мама ушла, мы позанимались и ребенок расцвел. Он начал рассказывать о себе, о школе, о родителях. И, что самое приятное, общался не только со мной, но и с незнакомыми ребятами.
- Дети быстро идут на контакт между собой?
- Довольно быстро.
- А в чем это проявляется?
- Часто дети не могут выполнить свои рисунки полностью самостоятельно. Прогресс виден, когда они сами начинают предлагать друг другу помощь и поддерживать.
- Возникают ли проблемы с поведением или небольшие конфликты во время сказкотерапии?
- С поведением проблем нет. Каждый раскрывается так, как хочет. Он может начать вдруг рассказывать стихотворение, может рисовать... Конфликтов тоже не бывает. Правда, иногда кто-то из детей не сразу идет на контакт. Например, был у нас один мальчик, который на первой встрече не хотел принимать участие в творческой части. Он просто боялся, что его будут оценивать. Опасался, что ему скажут, что он сделал нехорошо, некрасиво, криво. Но тут важно отметить, что один из наших главных принципов заключается в том, что мы никогда не оцениваем.
- Почему это важно?
- Это основной принцип моей работы. Я не хочу, чтобы была негативная оценка ребенка. В этом плане мне нравится подход Джанни Родари. Он ошибки своих учеников всегда оценивал, как позитивные. Ведь не делает ошибки только тот, кто вообще ничего не делает. Оценки им пусть ставят в школе. А у нас они раскрывают свою личность, поднимают самооценку и развивают свои способности. А у нас они отправляются в удивительный мир сказки и развивают свои способности.
- Каким детям нужна сказкотерапия?
- В каждом из нас есть ребенок. И всем нужна сказка. Поэтому я бы рекомендовала сказкотерапию всем: и взрослым, и детям.
- Что объединяет детей, которые к вам ходят?
- Любовь к чтению и книгам. А в остальном они все разные. Усреднять детей я не берусь, ведь каждый из них - личность.
- Какая квалификация нужна для проведения сказкотерапии?
- Если мы хотим получить позитивный результат, то для этого нужны определенные знания психологии ребенка. Каждый из нас должен заниматься своим делом, в котором он компетентен. Нужно знать особенности детей разного возраста. И, конечно, желание помогать.
Читайте также: В Сыктывкаре во дворе детской библиотеки пара занималась сексом в авто (видео)