Сыктывкарка: «Могильщик прыгал на гробу моей матери»
Рабочий выкопал узкую яму и пытался протолкнуть в нее домовину
Сыктывкарка Надежда Лыткина в конце января похоронила мать на Верхнечовском кладбище. На похоронах она ужаснулась цинизму работников агентства ритуальных услуг. Могильщик прыгал на гробу, чтобы протиснуть его в узкую могилу.
Не заладился ритуал с самого начала. Могила не была выкопана к приезду катафалка. «Мы спросили, по какой причине такая задержка, на что сотрудник ответил нецензурным словом. Мы все же выпросили второго землекопа. Фирма еще грозилась забрать катафалк, а гроб поставить на снег, но в последний момент все же оставили», - рассказала Надежда Александровна.
Землекопы выкопали могилу настолько узкую, что гроб в нее просто не пролезал. Один из них «нашел выход» — встал на домовину и подпрыгнул на ней. Гроб под тяжестью мужчины протиснулся в узкое отверстие. «Мы были настолько шокированы, что ничего не сказали, но неприятный осадок на душе остался до сих пор», - рассказала горожанка.
Надежда Лыткина написала жалобу на фирму ритуальных с просьбой возместить ущерб за неудобства. Горожанка получила официальный ответ компании, что землекопа не поставили в известность о труднодоступности участка: пнях и корнях, что и увеличило время копки. В целом, администрация предприятия не усматривает нарушений в рабочем процессе землекопа.
Заведующий Верхнечовским кладбищем Михаил Титов считает, что ритуальные компании плохо организовывают процесс. «Невозможно вырыть могилу за два часа: этой зимой земля промерзла на глубину до полутора метров! Приступать к работе надо как минимум за день до похорон. Этой зимой по вине некоторых компаний не единожды сталкивались с ситуацией: 30-градусный мороз, а родственники умерших часами ждут, пока землекопы завершат работы», – говорит Михаил Титов.
Надежда Лыткина старается пережить свое горе и забыть эту кошмарную историю. Тем не менее, по словам юристов, она может обратиться в суд. «Компания несёт ответственность за своих работников-землекопов. Заказчик имеет право потребовать возмещения морального вреда, причинённого заказчику по вине землекопов, - говорит адвокат Владислав Коснырев. - Кроме того, на недобросовестных землекопов можно пожаловаться в прокуратуру и Роспотребнадзор».
Психолог отделения экстренной психологической помощи населению Сыктывкара Виктория Кирьянова:
- Для человека характерно бережное отношение к образу умершего. Когда они видят грубый поступок по отношению к телу или церемонии, это может осложнить их горе и усугубить чувство вины. Похороны помогают проводить человека, завершить с ним отношения, выплакать боль. Если что-то в церемонии проходит не так, то эти психологические задачи человек решает не в полной мере и процесс горевания может затянуться.
Руководитель Молодежного отдела Сыктывкарской и Воркутинской епархии иеромонах Александр (Митрофанов)
Вообще смерть человека - это очень важное событие, которое подводит итог всей его жизни. Поэтому к смерти мы всегда относимся с неким трепетом и она внушает этот трепет не только верующим, но и атеистам. Верующим - потому, что надо держать ответ перед Богом, неверующим - потому, что жизнь заканчивается. Но наша смерть - это отдельная тема.
Здесь же разговор больше не о переживании смерти, как события, а о потере близкого человека. Верующие считают, что это разлука временная, неверующие - что расставание навсегда, но это всегда разлука и всегда горе. Поэтому, конечно, важно, чтобы погребальные конторы четко выполняли взятые на себя обязательства, чтобы лишний раз не травмировать и без того страдающего человека.
Я могу понять гробовщика. Для него это всего лишь работа. Он привык к смерти, поэтому чувства его притупились. В гробовщики ведь идут не самые чуткие из людей. Он, скорее всего, даже значения этому не предал. А людей, тем не менее, расстроил.
Чему же нас учит эта история? Тому, что надо быть предельно чуткими к окружающим, особенно если они переживают горе. Совершая какой-то поступок надо задумываться, не причинит ли это боль окружающим.