Вопрос специалисту: Как реагировать, если ребенок говорит, что его в садике обижают другие дети?
Комментирует воспитатель Ольга Карпова.
Первоначально нужно поговорить с ребенком, выслушать его переживания. А после беседы, проконсультируйтесь с воспитателями по по поводу высказываний ребенка.
Что на самом деле скрывается за детскими жалобами?
— Беспомощность. Ребенка могут обижать, угрожать, привлекать к незаконным действиям. Он делится информацией о происходящем со взрослым и надеется на помощь.
— Месть. Если ребенка не берут в игру, обижают сверстники, то он стремится взять реванш с помощью взрослого. Дело взрослых — помочь ребенку войти в коллектив.
— Самоутверждение. Ребенок владеет некоторой информацией о других детях, которой он делится со взрослым, чтобы почувствовать свою значимость. Нужно постараться помочь ребенку проявить себя другим способом, а не жалобой.
— Обида, зависть. Например, Сашу похвалили за хороший ответ, а Таню не спросили. И вот Таня сообщает, что Саша, оказывается, подсмотрел в учебник. В общем-то, в этом случае ребенок стремится к справедливости. Но ребенок уязвлен, поэтому ябедничает.
— Защита себя и других, в том числе от несправедливого наказания.
— Шантаж. Угрожая разоблачением, ребенок заставляет других ребят принять свои условия. Этому очень удобному способу манипуляции сверстниками ребенок учится у взрослых: «Вот скажу папе — он тебя накажет!».
Рекомендации родителям.
Маленький ребенок обычно не преследует никаких целей, рассказывая всем обо всем, он не ябедничает, он просто делится информацией. Ведь и взрослые рассказывают друг другу обо всем, обсуждают поступки окружающих. Ребенок не видит в посвящении во все подробности окружающих ничего плохого.
Первопричина всех детских жалоб — доверие взрослому и надежда на помощь с его стороны. Ребенку, не чувствующему себя защищенным, плохо в этом мире.
Если вы подадите ребенку пример разрешения проблемы, то, возможно, в следующий раз он попробует справиться с ней самостоятельно. Именно совета, как поступить в той или иной ситуации, чаще всего ждут дети, пожаловавшись родителям на трудности.
Если ребенок часто жалуется, за этим может скрываться нехватка внимания со стороны окружающих, уязвленное самолюбие, отчаяние. Иногда малышу достаточно, чтобы просто выслушали и посочувствовали. Можно выслушать ребенка, обсудить происшедшее, рассказать что-нибудь из своего опыта, посоветовать, как избежать подобных ситуаций в будущем. Самое главное — проявить внимание к проблемам ребенка.
Надо объяснять детям, что можно не жаловаться, а делиться проблемой или переживанием. Просьба о помощи не должна расцениваться как ябедничество. Ведь если кто-то обижает другого человека, то надо помочь слабому.
Нередко своими вопросами мы концентрируем на ребенке негативное внимание. Попробуйте не задавать сыну или дочери никаких вопросов в течение нескольких дней. Хочется что-то узнать? Либо воздержитесь от вопроса, либо измените его. Говорите только то, что чувствуете или собираетесь делать сами. А не то, что делает или должен делать ребенок.
Допустим, вы собираетесь обсудить с ребенком какую-то не слишком приятную ситуацию.
1. Сформулируйте в одном предложении, что вы хотите сказать. Если вы узнали о происшествии не от ребенка, объясните, как вам это стало известно.
2. Скажите, что вы чувствуете по поводу этой ситуации: "Я беспокоюсь", "Я огорчен этим", "Я удивлена".
3. Укажите на возможные последствия такого поведения.
4. Признайте вашу беспомощность. При этом одновременно выскажите желание, что следовало бы сделать самому ребенку. "Я хочу, чтобы ты убирал за собой игрушки. Но я знаю, что не могу постоянно контролировать тебя и заставить сделать это".
5. Напомните сыну или дочери: вы могли бы помочь. Но только в том случае, если они сами этого захотят. Здесь важно, чтобы ребенок понял: вы предлагаете ему свою поддержку, но не пытаетесь овладеть всей ситуацией.
6. Выскажите уверенность: ваш ребенок способен принять верные решения, относящиеся к его жизни. И он найдет способы, как их осуществить. "Я знаю, что ты примешь для себя верное решение, каким бы оно ни было".